Устройства Интернета вещей часто не имеют экранов и других традиционных средств, облегчающих работу пользователя. Это усложняет разработку и проектирование.

Обеспечение удобства использования, этого важного элемента ПО, неожиданно сильно усложняется. Потому что Интернет вещей (IoT) требует другого набора правил для обеспечения большего удобства использования.

До сих пор разработчики и дизайнеры ПО беспокоились о том, что отображается на экране при работе их приложений. Главным образом речь шла об интерфейсе пользователя и быстроте его отклика. А что происходит теперь, когда приходится иметь дело с тысячами не имеющих экрана устройств? Клэр Роуланд размышляет над этим вопросом (и отвечает на него) в своей новой электронной книге «Проектирование удобства использования для Интернета вещей: Почему это нечто большее, чем интерфейс пользователя и промышленный дизайн» («User Experience Design for the Internet of Things: Why It’s More than UI and Industrial Design»).

«Дизайн IoT охватывает распределенные системы устройств, размещенных в реальном мире со всей его сложностью и хаосом. По сравнению с большинством обычных интерфейсов пользователя это добавляет новые насыщенные уровни сложных проблем в проектирование подключаемых к Интернету продуктов», — утверждает она.

Эти уровни необходимо учитывать при любой попытке обеспечения удобства работы с приложениями и устройствами IoT, и такие попытки должны предприниматься коллективами. «Важнее чем когда-либо ранее представлять себе удобство использования на уровне систем, охватывая взаимодействие пользователя с многочисленными устройствами, физическим оборудованием, свойствами сетей, более широким контекстом бизнеса и сервисов и лежащими в их основе технологиями. Ответственность за удобство работы лежит не только на дизайнерах, но и на всех участвующих в работе, в т. ч. на занимающихся стратегией создания продукта и его инжинирингом, — пишет Роуланд. — Удобство использования определяется не только тем, что пользователь может непосредственно видеть или обнаружить. Основа ценного, привлекательного, полезного и целостного продукта IoT закладывается заботой об удобстве использования на не столь заметных уровнях — системно ориентированном и стратегическом. Для этого необходима хорошая техническая, сервисная и продуктовая базовая платформа, соответствующая потребностям пользователя. Это требует внимания к удобству работы с системой в целом».

Каждая имплементация IoT предъявляет свои требования к удобству использования. Роуланд приводит следующие примеры:

  • «Автомобильная система должна быть спроектирована так, чтобы минимально отвлекать внимание водителя от дороги»;
  • «Удаленно управляемая печь должна сводить к минимуму опасность пожара»;
  • «Устройства должны соответствовать требованиям регуляторов, таким как допустимый уровень радиопомех или стандарты утилизации мусора»;
  • «Облегчающий жизнь продукт должен отвечать потребностям нуждающихся в помощи людей в безопасности и поддержке, защищая в то же время их частную жизнь и независимость»;
  • «Автоматически соблюдаемые правила и режимы в некоторых интеллектуальных домашних системах производят действия при наступлении определенных условий. Например, включают или выключают устройства, когда приходят хозяева, будят их или оставляют наедине».

В конце концов, как традиционные приложения с выводом информации на экран, так и приложения IoT преследуют одни и те же цели, когда речь идет об удобстве использования. Результат объединения IoT с хорошо продуманным дизайном должен заключаться в «чем-то таком, что ваши пользователи будут рады применять каждый день», — написал недавно Джеред Порсеналак на сайте IoTforAll.com. По его словам, пользователи должны «знать, что смогут применять это на протяжении и пяти, и десяти лет, даже если их компания будет продана». Они также должны знать, что «они управляют работой устройства. И хотя тот факт, что устройство подключено к Интернету, безусловно, облегчает работу, это не устанавливает над ним внешний контроль и не ограничивает его возможностей».

К наиболее важным решениям по поводу дизайна приложений и систем IoT Роуланд относит следующие.

Повышения удобства работы. «Здесь я могу выделить много решений в области проектирования удобства работы: не заставляйте пользователя беспокоиться по поводу продолжительности питания от батарей, добейтесь, чтобы решение задач воспринималось как мгновенное, и снизьте когнитивную нагрузку вместо того, чтобы увеличивать ее».

Локальная работа. «При проектировании для IoT не следует исходить из постоянного подключения к Интернету. В идеале надлежит сначала спроектировать для отсутствия подключения к Интернету и посмотреть, насколько широкую функциональность можно обеспечить локально, прежде чем вам потребуется доступ в Интернет».

Возможность обновления. «Жизненные циклы подключенных к Интернету устройств слишком велики, чтобы предполагать, будто пользователи станут менять их каждые два года словно это телефоны. Вместо того, чтобы привязывать пользователей к устаревшему компьютерному оборудованию, которое постоянно подключено к их прекрасно работающей стиральной машине, при хорошем дизайне будет учтена возможность легкой замены вычислительного блока, которая в остальном никак не отразится на устройстве».

Расширяемые API-интерфейсы. «Что бы вы ни создавали, снабдите это API-интерфейсом, поскольку имеются такие способы применения вашего продукта, которые вам никогда в голову не придут. Всегда, когда это возможно и безопасно, позволяйте пользователю подключаться к Интернету, управлять вашим устройством и считывать с него информацию».

Безопасность. «С самого начала проектируйте с учетом требований безопасности. Разберитесь в ее основах и защищайте пользователя».