Бизнес продолжает активно экспериментировать с Интернетом вещей (IoT), порождая при этом интересные формы его использования. В этой статье освещается ряд наиболее распространенных способов применения IoT в корпоративной среде.

По мере того как рынок IoT продолжает бурно расти и развиваться, все больше и больше предприятий заинтересовывается возможностями извлекать из подключенных устройств и генерируемых ими данных реальные бизнес-ценности. По прогнозам исследовательской фирмы Gartner, к 2020 г. больше половины новых важных бизнес-процессов и систем будут в себя включать элементы IoT.

Однако то, где и как компании развертывают и используют эти устройства, зависит от вертикального рынка. Ниже описываются 10 способов развертывания IoT на предприятиях для извлечения реальной пользы для бизнеса.

1. Мониторинг, управление и автоматизация дата-центров

Согласно недавнему исследованию компании 451 Research, основной IoT-инициативой в корпоративной среде стали мониторинг, управление и автоматизация дата-центров. Хотя эти концепции не новы, возможности, предоставляемые современными IoT-продуктами, помогают компаниям осваивать массивные потоки данных, которые в ближайшие годы будут еще больше расти. Наряду с возможностями мониторинга разных зон многочисленных ЦОДов, подключенные датчики могут помогать ИТ-подразделениям и лучше автоматизировать такие задачи, как выделение ресурсов.

«Объем данных скоро значительно превысит человеческие возможности сортировать их с нужной скоростью, — сказал Кристиан Рено, директор 451 Research по исследованиям в сфере IoT. — Следовательно, для работы с данными нам нужны автоматизированные процессы».

2. Цепочки поставок и управление материальными запасами

Важнейшей внутренней IoT-инициативой, по недавним опросам Gartner, оказалась оптимизация операций через такие функции, как управление рабочими процессами, управление цепочками поставок и складское управление. Используя подключенные датчики, предприятия могут более эффективно управлять транспортными доставками и более точно отслеживать свои материальные ресурсы на месте и в ходе перевозок.

По словам Альфонсо Велозы, вице-президента Gartner по исследованиям IoT, этот тренд вписывается в целевые установки владельцев бизнеса сокращать затраты и оптимизировать процессы.

3. Наружное наблюдение и мониторинг безопасности

Когда вы подключаете некое устройство к сети, у него появляется потенциал стать ценным средством для сбора данных и облегчения управления. Некоторые участники опроса 451 Research отметили, что используют IoT в своих системах безопасности.

«В большинстве случаев у них имеются камеры и электронные системы типа „умных“ дверей и датчиков, которые после установки включаются в схему мониторинга, — говорит Рено. — Камеры могут использоваться для видеоаналитики, и кое-где мы будем слышать про распознавание человеческих лиц и даже еще более эзотерические вещи».

4. Контекстная информация о функциях продуктов

Одной из наиболее распространенных форм использования данных, собираемых IoT, является обратная связь с пользователем в виде персонализированных предложений и контекстных подсказок вроде персонализированной рекламы. Согласно исследованию Gartner, 62% опрошенных о своих внешних IoT-планах сообщили, что они нацелены на «новые сервисы для клиентов, непосредственно не генерирующие прибыли, например, на информацию о расширенных функциях продуктов».

5. Управление мобильными устройствами

В ответах 38,8% респондентов опроса 451 Research было отмечено управление мобильными устройствами и слежение за их использованием. Дополнительный приток новых данных и появление новых устройств создает ряд проблем для управления мобильными устройствами (MDM), но также позволяет предприятиям глубже вникать в ситуации и лучше понимать, как используются и обслуживаются устройства, а также лучше следить за их применением.

6. Управление зданиями и хозяйственными объектами

Этот пункт фигурировал в исследованиях и Gartner, и 451 Research. Многие коммерчески эксплуатируемые здания имеют дурную славу расточителей энергии. Но благодаря IoT компания может задействовать датчики и алгоритмы для автоматического выключения освещения и аппаратуры и регулирования температуры, когда офисы, конференц-залы или другие помещения здания не используются. Эти датчики также можно синхронизировать с корпоративным календарем, чтобы, например, запускать в работу аппаратуру для конференцсвязи за несколько минут до начала совещания. Используя «умные» сенсоры, бизнес может экономить много денег на своих счетах за энергоснабжение.

7. Управление имуществом

Управление имуществом охватывает немало сценариев, но на предприятиях речь чаще всего идет об упреждающем техническом обслуживании. В отчете Gartner 67% опрошенных о своих внутренних IoT-планах респондентов отметили пункт «Управление имуществом и, в частности, профилактическое обслуживание оборудования». Профилактическое обслуживание особенно полезно на производстве и складах, где часто имеют дело с дорогостоящим оборудованием. Отслеживая данные о параметрах его состояния, компании могут точнее прогнозировать, когда работа устройства может почему-либо нарушиться, и привести его в порядок до того, как возникнут производственные проблемы или задержки в работе.

8. Управление перевозками, телематика

Используя специализированные датчики, компании, оперирующие парком автотранспорта, могут точнее отслеживать передвижение автомобилей, а также поведение водителей. Эту задачу еще больше упрощает тот факт, что большинство водителей использует смартфоны.

«Люди используют для аналитики комплекты датчиков, которые можно соединять, например, с iPhone, — говорит Рено. — Существует масса производителей средств телематики, изготавливающих миниадаптеры, которые подключаются к порту OBD2 любого грузового или легкового автомобиля и могут передавать информацию через интерфейс Bluetooth с низким энергопотреблением на смартфон, выданный водителю его компанией».

9. Здравоохранение

Хотя фитнес-трекеры являются криком моды в программах охраны здоровья на рабочем месте, аналогичные данные можно использовать для информирования организаций здравоохранения и страховых компаний. Средства мониторинга состояния пациентов в реальном времени и подключенные медицинские устройства представляют собой растущий медицинский сегмент рынка IoT-устройств. Ряд исследовательских фирм прогнозирует, что объем этого сегмента рынка IoT к 2022 г. достигнет более 400 млрд. долл.

10. Розничная торговля

Использование IoT ритейлерами нацелено на соединение успехов интернет-торговли с работой физических предприятий традиционной торговли. Эти предприятия могут использовать маячки, передающие информацию о продуктах на смартфон покупателя. Когда человек перемещается по торговым залам, ему бесконтактным образом могут передаваться специальные уведомления или данные, необходимые для оформления заказов. Реализацию всех этих функций облегчают технологии типа RFID и Bluetooth Low Energy. В комбинации с IoT в торговле может найти применение даже искусственный интеллект IBM Watson.