Еврокомиссия обвинила Google в неправомерном использовании собственного сервиса рекламных объявлений в поисковых результатах в ущерб другим сайтам сравнения товаров, но Google заявляет, что главная угроза исходит от Amazon.

Нечестная конкуренция или просто предприимчивость?

Во вторник Европейская комиссия — антимонопольный орган Евросоюза — нанесла сокрушительный удар по главному оплоту поискового бизнеса Google — сервису поисковой рекламы Google Shopping*. Проведя расследование, Еврокомиссия заключила, что Google недобросовестно преподносит результаты сервиса Shopping в своем поисковом механизме, занимающем доминирующее положение на рынке. Еврокомиссия постановила взыскать с компании штраф в 2,7 млрд. долл. — рекордную сумму для антимонопольного иска. (Intel, которой до этого принадлежал такой «рекорд», была оштрафована на 1,4 млрд. долл. в 2014 году.)

Что означает это решение для Google? CRN/США делает попытку проследить основные перипетии этого процесса и ответные действия Google.

В чем обвиняется Google?

Иск касается сервиса Google Shopping, который показывает сравнения между товарами; его можно вызвать на одной из вкладок в результатах поиска Google (наряду с вкладками News — «Новости», Images — «Картинки» и т. д.). Сам по себе сервис ничего не нарушает. Проблема, говорит Еврокомиссия, в том, что Google навязчиво показывает выдаваемые им результаты, когда пользователи вводят свои поисковые запросы. К примеру, если кто-то вводит слово «ноутбук», то поисковый механизм покажет заголовок «Товары по запросу „ноутбук“» в самом верху страницы результатов и под ним даст ссылки на рекламируемые товары. Щелкнув мышью этот заголовок, пользователь попадет на страничку сервиса Shopping («Покупки») со списком предлагаемых ноутбуков.

Другие сайты сравнения товаров (Еврокомиссия не назвала ни один из них конкретно) показываются гораздо ниже в поисковых результатах Google — обычно на четвертой странице или дальше, указывает ЕК. Эти другие сайты сравнения товаров ранжируются согласно алгоритму результатов Google, тогда как собственный сервис Shopping всегда идет первым. Являясь ведущим поисковым механизмом в Европе (с большим преимуществом), «Google злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке, давая своему собственному сервису сравнения товаров неправомерное преимущество», — указывает Еврокомиссия в пресс-релизе.

Вред, наносимый этой практикой Google

Еврокомиссия сообщает, что собрала «очень значительное количество реальных данных», подтверждающих эти обвинения в адрес Google, в том числе данные о том, как эта практика Google наносит ущерб другим сайтам сравнения товаров. «Как результат незаконных приемов компании Google, трафик к ее сервису сравнения товаров значительно вырос, тогда как конкуренты несли очень значительные потери в трафике в течение продолжительного времени», — указывает Еврокомиссия в пресс-релизе. Опять-таки, конкретные сайты-конкуренты не названы, но Еврокомиссия утверждает, что обнаружила «явные свидетельства резкого падения трафика к определенным сайтам-конкурентам — до 85% в Великобритании, до 92% в Германии и до 80% во Франции» как следствие преимущественного показа собственного сервиса сравнения товаров Google. В заключение Еврокомиссия говорит, что действует в интересах потребителей, так как методы Google «лишают европейских потребителей подлинного выбора и инноваций».

Требования, выдвинутые Еврокомиссией

Помимо взыскания штрафа в 2,7 млрд. долл. с Google Еврокомиссия угрожает также ввести дополнительные штрафы, если Google не прекратит свое «незаконное поведение» в течение 90 дней. По сути, ЕК заявляет, что компания должна прекратить столь явно демонстрировать свой сервис Shopping в поисковых результатах — и, по-видимому, должна подвергнуть свой сервис сравнения товаров тому же алгоритму определения поискового рейтинга, что и конкурирующие сайты. «Компания Google должна применить те же самые процессы и методы при позиционировании и показе конкурирующих сервисов сравнения товаров на своих страницах поисковых результатов, что и для собственного сервиса сравнения товаров», — пишет ЕК в пресс-релизе.

Еврокомиссия угрожает ввести штрафы до 5% от ежедневного дохода холдинговой компании Alphabet, если Google не будет должным образом выполнять выдвинутые требования. Однако установление невыполнения этих требований потребует отдельного решения Еврокомиссии.

Как защищается Google

Google не отрицает практики, выявленные Еврокомиссией, сами по себе. Компания заявляет лишь, что их не следует рассматривать как незаконные.

«Мы полагаем, что наши текущие результаты сравнения полезны и представляют собой гораздо улучшенную версию чисто текстовых рекламных объявлений, которые мы показывали десятилетие тому назад», — пишет в блоге старший вице-президент и юрисконсульт Google Кент Уокер (Kent Walker). «Показ рекламы, включающей картинки, рейтинги и цены, приносит пользу нам, нашим рекламодателям и, самое главное, нашим пользователям. И мы показываем ее им, только когда обратная связь говорит нам, что они на это реагируют. Тысячи европейских торговых фирм используют эти рекламные объявления, чтобы конкурировать с крупными компаниями, такими как Amazon или eBay», — добавляет он.

Уокер высказывает даже мысль, что этот мощный натиск Amazon, а вовсе не сервис сравнений Google, может являться более вероятной причиной потерь других сайтов сравнений. «Amazon являет собой мощного конкурента и стала первым местом поиска при выборе товаров, — пишет Уокер. — И по мере того, как Amazon росла, естественно, что некоторые сервисы сравнения оказались менее популярными, чем другие».

У Google много направлений бизнеса, но реальный доход приносит лишь реклама

Компанию Alphabet отличает широкий спектр продуктов и исследовательских проектов — от самоуправляемых автомобилей до медико-биологических наук и интеллектуальных устройств. Одно из наиболее заметных стремлений — сделать Google Cloud крупным игроком на корпоративном рынке, и компания наращивает свои усилия, сотрудничая с партнерами в канале, чтобы достичь этой цели. Но, как отметила Еврокомиссия, бизнес Alphabet всё еще в огромной степени полагается на доход от рекламы. Так, за финансовый квартал, который завершился 31 марта, реклама принесла 86,5% всего дохода. Google Cloud, устройства и другие направления бизнеса Google принесли 12,5% дохода, а «другие ставки» (такие как термостат Nest и услуги Internet/TV) принесли лишь 1% общего дохода Alphabet. И главное объяснение тому, что компания Google была способна развивать так много разных направлений, в том, что ее бизнес поисковой рекламы снискал столь прочный успех. Поэтому можно выдвинуть аргумент, что меры, принятые Еврокомиссией, могут иметь негативные последствия для остальных направлений бизнеса Google.