В этом году на форуме Hitachi в Киеве центром внимания стали самые «горячие» тренды года – цифровая трансформация, Big Data, Интернет вещей, а также  преимущества этих технологий и перспективы их реализации на рынке.

Дорога к цифровой зрелости

Эксперты ИТ учат бизнес работать с технологиями

Любой бизнес подразумевает взаимодействие человека с окружающим миром с целью создания продукта или услуги. Когда предметы и люди ушли в интернет, бизнес отправился за ними. В прошлом году руководство компании Cisco давало прогноз: «К 2020 году 75% бизнеса во всем мире будет полностью цифровым или же будет готово к переходу в такое состояние. Компании, которые не смогут использовать возможности «Всеобъемлющего интернета», потеряют доступ к рынку объемом $19 трлн, однако цифровая трансформация будет означать коренной пересмотр всей стратегии предприятий».

Сегодня нельзя представить себе компанию, которая пробилась бы к лидерству на рынке без обращения к цифровым технологиям. И более того –самыми перспективными в своих сегментах сейчас считаются компании, которые полностью трансформировали привычную бизнес-модель с помощью инноваций: так, Uber перевернул сферу такси, Airbnb – гостиничный бизнес, Tesla – автомобилестроение, Alibaba – ритейл.

 «Если организация, будь то банк, магазин, турфирма или служба такси, не существует в сети, если ее клиенты не имеют доступа к товару или услуге через интернет, можно считать, что эта организация не существует вообще, – рассказал Генеральный технический директор корпорации Hitachi Data Systems в регионе EMEA Боб Пламридж, –

Чем больше бизнес прибегает к использованию ИТ-технологий, тем более открытым он становится для рынка, тем большее число потребителей сочтет его предпочтительным. Сбор, анализ, мобильный доступ к данным и их правильное хранение – сегодня все это должно осуществляться гораздо быстрее, чем раньше, при одновременном снижении затрат. В этом и состоит путь к успеху современной компании – а развитие технологий, наконец, сделало все это возможным», – отметил Боб Пламридж.

Созреть для инноваций

Так что же такое цифровая трансформация? Фактически, это процесс, в ходе которого бизнес начинает использовать современные технологии не только для поддержки своих внутренних процессов, но и для кардинального повышения ценности и узнаваемости производимых им продуктов и услуг. Инструментов, с помощью которых можно сделать свою компанию цифровой, с каждым годом становится все больше: это сбор и аналитика Больших данных, каналы мобильного общения с клиентами, социальные сети, устройства Интернета вещей и многое другое.

Если собрать все инновационные технологии и разом внедрить их в бизнес, он, конечно, станет более современным. Но до «цифровой зрелости» – естественной цели всех модернизаций – ему будет еще далеко. «Цифровая зрелость» или способность получать от  инноваций максимум практической пользы, выраженной в цифрах, приходит в момент, когда компании удается совместить «трех китов» рынка новой эпохи: понимание своего клиента, гибкую ИТ-инфраструктуру и бизнес-модель, ориентированную на мир, в котором цифровые технологии – неотъемлемая часть жизни любого человека.

Клиент во главе стола

«Важный элемент цифровой трансформации бизнеса – стремление создавать или расширять распространение новых товаров или услуг ориентируясь исключительно на то, чего хочет потенциальный клиент, – рассказала Ирина Яхина, директор по технологиям HDS в регионе EMEA, –

Клиентоориентированность – вещь не новая, однако только с помощью технологических инноваций мы можем сказать, как будет выглядеть завтра ваш бизнес, зная, как сегодня выглядит клиент. Главная точка контакта с клиентом сейчас – не магазин, не здание корпорации, а интернет.

Любое привычное действие, от уплаты налогов и финансовых транзакций до покупки одежды или продуктов людям нового поколения удобнее осуществлять в сети. И естественно, компаний, желающих предоставлять подобные услуги очень много, особенно в сфере ритейла», – считает Ирина Яхина.

Эксперты ИТ-рынка сходятся на том, что одной из технологий, способной добиться трансформации общения между бизнесом и клиентов является Интернет вещей. Его датчики генерируют большое количество данных для анализа – а это означает новые возможности для повышения прибыли предприятия и снижения расходов. Так, анализ каждого клиента компании, его активности в сети, использования различных гаджетов может написать довольно точные портрет и биографию человека, рассказать о его пристрастиях и привычках – а бизнес, в свою очередь, используя эту информацию, сможет подстроиться под его предпочтения и нужды.

«Сервисы «настроенные» под клиента, могут свести к минимуму роль физических отделений магазинов одежды, электроники, книг, и многих других товаров, – рассказал Петр Травкин, руководитель направления Big Data в HDS, –Уже сейчас различные интернет-площадки предлагают пользователям продукты, основанные на предыдущих заказах, поисковых запросах или данных похожих по потребительскому поведению покупателей.

С каждым днем анализ данных становится все более глубоким, совсем скоро Интернет вещей позволит магазинам предлагать клиенту максимально подходящий ему продукт, который к тому же можно будет моментально «опробовать», используя технологии дополненной реальности», – считает Петр Травкин.

Технологический организм бизнеса

Какими бы ни были намерения компании, для их осуществления базовые ИТ-системы придется модернизировать с помощью инновационных приложений и сверхбыстрых вычислений в оперативной памяти. Ведь конкурентоспособность любого нового сервиса или же цифровой «версии» старого будет определяться тем, с какой скоростью бизнес будет выполнять требования своей аудитории. Для того, чтобы маневрировать на рынке, обгоняя конкурентов, эксперты советуют использовать решения на основе флэш-памяти: последние пару лет их продажи планомерно растут, оставляя позади эпоху господства традиционных жестких дисков. «Флэш-системы незаменимы, когда речь идет об онлайн-сервисах: от их быстродействия, от того, как оперативно система сможет принять и обработать заказ, зависит лояльность клиента», – уверена Ирина Яхина.

По словам Ирины Яхиной, компания Marks & Spencer, крупный британский производитель одежды и один из клиентов HDS, начала цифровую трансформацию с развития электронных услуг, торговли через интернет, разработки мобильных приложений и сервисов, связанных с геопозиционированием. Так компания пыталась привлечь к себе новых клиентов – однако существующие ИТ-ресурсы Marks & Spencer не позволили ей обрабатывать электронные заказы и работать в сети с необходимой быстротой.  И тогда компания решилась на обновление своего «технологического организма»: она внедрила флэш-решение HDS, которое уже на следующий день после ввода в эксплуатацию ускорило обработку заказов на 35%. Кроме того, новые технологии позволили ритейлеру сократить эксплуатационные расходы на СХД на 50% и одновременно повысить точность анализа данных о проданных и имеющихся товарах.

От технологий к бизнес-моделям

Что бы не хотел приобрести сегодня клиент – автомобиль или билет в театр, одежду или лекарства – он хочет получить не товар, а услугу. В этом и заключается секрет бизнес-модели цифровой эпохи –

вне зависимости от того, чем занимается компания, она должна предлагать своему клиенту товар в наборе услуг или услугу в наборе товаров – причем делать это максимально удобным для клиента способом.

 Цифровой услугой сегодня становится все: от здравоохранения до автострахования: «Один из наших заказчиков – известная страховая компания – с помощью аналитических решений HDS запустила сервис страхования автогражданской ответственности, – рассказал Боб Пламридж, –Оптимальное предложение для автовладельца складывается из накопленных о нем сведений: стажа вождения, состояния здоровья, семейного положения, уровня доходов, данных о том, нарушал ли водитель правила дорожного движения. Еще один наш заказчик использует для получения информации о водителе специальные бортовые модули, измеряет параметры вождения, а после его система обработки данных «предлагает»  персонализированный пакет страховых услуг для клиента, учитывающий особенности его водительских привычек. Именно так и выглядит «услуга» в мире цифрового бизнеса», – считает эксперт.