В статье в журнале Nature Communications исследователи утверждают, что доверяя спутниковому навигатору проложить маршрут из пункта А в пункт Б, вы «отключаете» часть вашего мозга, которая в противном случае рассмотрела бы возможность альтернативного маршрута.

Согласно выводам группы ученых из Университетского колледжа Лондона (UCL), добровольцы, пробирающиеся на автомобиле по загруженным улицам Лондона, во время вождения входили в разные состояния умственной деятельности в зависимости от того, использовали ли они систему спутниковой навигации для ориентации в дороге.

Результаты исследования указывают на то, что у участников эксперимента повышалась умственная деятельность при ручной навигации, когда они въезжали на новую улицу, а вот в случае с применением спутникового навигатора никаких изменений зарегистрировано не было.

Исследователи наблюдали за 24 добровольцами, согласившимися с помощью компьютерного симулятора совершить виртуальную поездку через район Сохо в центре Лондона, при этом к ним был подключен сканер мозга. Коллектив ученых сосредоточился на изучении гиппокампа — участка мозга, связанного с памятью и ориентацией в дороге, — а также на префронтальной коре, которая участвует в планировании и принятии решений.

Исследователи из UCL также соотнесли результаты с картой лондонских улиц, чтобы проследить, как эти участки мозга реагируют на конкретные районы города.

Если участники эксперимента не пользовались спутниковой навигацией, их гиппокампы и префронтальная кора обнаруживали вспышки активности, когда их обладатели въезжали на новые улицы, а также когда они принимали решение, по какому из нескольких возможных маршрутов проехать. Однако у тех, кому позволили пользоваться спутниковой навигацией, никаких вспышек активности не было.

«Въезд на такой оживленный перекресток, как Seven Dials в Лондоне, где пересекаются семь улиц, повышал активность в гиппокампе, тогда как заезд в тупик снижал эту активность, — пояснил доктор Хьюго Спирс. — Наши результаты соответствуют моделям, в которых гиппокамп симулирует поездки по одному из будущих возможных путей, а префронтальная кора помогает спланировать, какие из этих путей приведут нас в пункт назначения».

«Когда же у нас есть под рукой технология, которая говорит нам, по какому пути следовать, эти участки мозга попросту не реагируют на хитросплетение улиц, — добавил он. — В этом смысле наш мозг перестает интересоваться окружающими нас улицами».

Предыдущее исследование, проведенное группой ученых в 2000 г., утверждает, что серое вещество лондонских водителей кэбов увеличивается в размерах и подстраивается, помогая им мысленно выучить и хранить в памяти подробную карту городских улиц. И вот теперь результаты нового исследования говорят о том, что зависимость от технологий спутниковой навигации тормозит нашу способность заучивать вышеупомянутую карту улиц.

В UCL также выяснили, что если система городских улиц спроектирована рациональным образом, как, например, дорожная схема Манхэттена, то на навигацию по ней затрачивается меньше умственных сил.

«Результаты нашей новой работы позволяют нам взглянуть на карту города или схему здания и проанализировать, как вероятнее всего на них отреагируют мнемонические системы мозга, — сообщил Спирс. — Например, изучив схему помещений в доме престарелых или больнице, мы сможем выявить зоны, представляющие наибольшие трудности для людей, страдающих деменцией, и помочь переделать их таким образом, чтобы из них было проще выбраться».