Согласно предварительным данным Gartner, в 4 квартале 2016 года мировой объем ПК-поставок составил 72,6 млн. шт., что на 3,7% ниже по сравнению с тем же кварталом год назад. За весь 2016 год ПК-поставки составили 269,7 млн. шт., на 6,2% ниже 2015 года. Объем поставок год за годом снижался с 2012 года.

«Стагнация на ПК-рынке продолжалась в 4 квартале 2016 года: рождественские распродажи были в целом слабыми вследствие кардинального сдвига в поведении покупателей ПК, — пишет Микако Китагава (Mikako Kitagawa), главный аналитик Gartner. — ПК-рынок в целом оставался статичным, так как прогресс в технологии был недостаточным, чтобы двигать реальный рост рынка, но были новаторские форм-факторы — „два-в-одном“ и тонкие и легкие ноутбуки, — а также усовершенствования в технологии, такие как увеличение времени автономной работы. Этот сегмент рынка быстро рос благодаря заинтересованным пользователям, для которых важен именно ПК. Однако рынок, движимый энтузиастами, не столь большой, чтобы вызвать общий рост рынка».

«Есть и другая сторона ПК-рынка, где компьютеры используются нечасто. Потребители в этом сегменте активно используют смартфоны, поэтому не спешат с покупкой ПК. Эта часть рынка заметно больше, чем сегмент компьютерных фанатов; как результат, резкий спад в сегменте эпизодических пользователей ПК нивелировал быстрый рост в сегменте увлеченных пользователей», — пишет далее Китагава.

На ПК-рынке в целом будет наблюдаться стагнация, пишет Китагава, но при этом есть отдельные возможности роста: рынок заинтересованных пользователей, коммерческий рынок и сегмент геймеров. И всё же, эти области роста не смогут остановить дальнейший спад на ПК-рынке, по крайней мере в будущем году.

Четыре из шести ведущих вендоров продемонстрировали рост мирового объема ПК-поставок в 4 квартале 2016 года (см. табл. 1). Все три крупнейших вендора увеличили свою глобальную долю рынка в 4 квартале. Lenovo сохранила первое место благодаря росту поставок в Северной Америке и EMEA, но Азиатско-Тихоокеанский регион и Япония продолжали оставаться проблемными рынками.

Табл. 1. Мировые ПК-поставки вендоров в 4 кв. 2016 г. (предварительная оценка, тыс. шт.)


Company

4Q16 Shipments

4Q16 Market Share (%)

4Q15 Shipments

4Q15 Market Share (%)

4Q16-4Q15 Growth (%)

Lenovo

15,781

21.7

15,535

20.6

1.6

HP Inc.

14,808

20.4

14,204

18.8

4.3

Dell

10,723

14.8

10,175

13.5

5.4

Asus

5,452

7.5

5,960

7.9

-8.5

Apple

5,440

7.5

5,312

7.0

2.4

Acer Group

4,999

6.9

5,228

6.9

-4.4

Others

15,408

21.2

18,970

25.2

-18.8

Total

72,611

100.0

75,384

100.0

-3.7

HP оставалась на втором месте и имела третий подряд квартал роста поставок. Компания занимала первое место по ПК-поставкам в США и EMEA, демонстрируя рост выше среднего по этим регионам.

Dell также имела третий подряд квартал роста поставок в 4 квартале. Компания продолжала рассматривать ПК как стратегический сегмент бизнеса на коммерческом и потребительском рынках в 2016 году.

ASUS испытала самый резкий спад в группе топ-6 вендоров в 4 квартале. Компания смещает свою стратегию ближе к верхнему сегменту рынка, что позволит ей сохранять более высокую рентабельность. Аналитики Gartner полагают, что причиной такого сдвига в стратегии может быть снижающийся объем поставок.

ПК-поставки в США в 4 квартале составили 16,5 млн. шт., на 1,3% ниже, чем в том же квартале в прошлом году (см. табл. 2). Пять из топ-6 вендоров ПК-рынка в США продемонстрировали рост поставок в 4 квартале, но он был нивелирован спадом на 20,9% в категории «Прочие» и снижением на 48,3% объема поставок ASUS.

«Как и вялые предшкольные продажи в 3 квартале, крупные распродажи — Чёрная пятница, Кибер-понедельник и рождественские скидки — больше не являются действенной маркетинговой возможностью для компьютеров, поскольку покупки ПК обычно движимы фактором „нужно“, а не „хочу“, — пишет Китагава. — Компьютеры больше не являются частым подарком, так как потребители тяготеют к другим товарам потребительской электроники, таким как колонки с виртуальным персональным ассистентом, управляемым голосом (VPA), шлемы и очки виртуальной реальности (VR) и носимые устройства. У вендоров и в каналах сбыта нет больших ожиданий относительно праздничных продаж ПК, поэтому маркетинговые кампании проходили сравнительно тихо».

Табл. 2. ПК-поставки вендоров в США в 4 кв. 2016 г. (предварительная оценка, тыс. шт.)


Company

4Q16 Shipments

4Q16 Market Share (%)

4Q15 Shipments

4Q15 Market Share (%)

4Q16-4Q15 Growth (%)

HP Inc.

4,945

29.9

4,577

27.3

8.0

Dell

4,157

25.2

4,081

24.4

1.9

Lenovo

2,282

13.8

2,105

12.6

8.4

Apple

2,111

12.8

1,984

11.8

6.4

Acer Group

662

4.0

596

3.6

11.2

Asus

621

3.8

1,201

7.2

-48.3

Others

1,740

10.5

2,199

13.1

-20.9

Total

16,518

100.0

16,743

100.0

-1.3

ПК-поставки в EMEA в 4 квартале превысили 21,9 млн. шт., что на 3,4% ниже, чем в прошлом году. Поставки на потребительский рынок выиграли от хороших продаж в Чёрную пятницу в западноевропейских странах (Великобритании и Франции), особенно это касалось традиционных ноутбуков, ультрамобильных устройств в складном корпусе, с гибридным форм-фактором и геймерских ПК. Предварительные оценки Gartner показывают также рост ПК-поставок в коммерческом сегменте благодаря внедрению Windows 10 в 4 квартале.

ПК-поставки в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 4 квартале составили 24,8 млн. шт., что на 3,9% ниже того же квартала год назад. ПК-рынок здесь был затронут двумя крупными событиями. Во-первых, экстренное изъятие из оборота двух номиналов банкнот в Индии привело к более слабому, чем ожидалось, потребительскому спросу на ПК. Во-вторых, успех онлайн-продаж в «День холостяков» (11 ноября) в Китае придал ускорение потребительским продажам ноутбуков.

За весь 2016 год мировые ПК-поставки составили 269,7 млн. шт. (см. табл. 3), и общий объем поставок был на том же уровне, что и в 2007 году. Консолидация рынка нарастала в 2016 году, и на долю трех крупнейших вендоров (Lenovo, HP и Dell) приходилось 54,7% мировых ПК-поставок против 51,5% в 2015 году.

Табл. 3. Мировые ПК-поставки вендоров за весь 2016 год (предварительная оценка, тыс. шт.)


Company

2016

Shipments

2016 Market

Share (%)

2015

Shipments

2015 Market Share (%)

2016-2015 Growth (%)

Lenovo

55,888

20.7

57,274

19.9

-2.4

HP Inc.

52,458

19.4

52,548

18.3

-0.2

Dell

39,378

14.6

38,371

13.3

2.6

Asus

20,613

7.6

21,157

7.4

-2.6

Apple

18,612

6.9

20,377

7.1

-8.7

Acer Group

18,276

6.8

20,291

7.1

-9.9

Others

64,492

23.9

77,657

27.0

-17.0

Total

269,717

100.0

287,675

100.0

-6.2

Источник: Gartner