Мой автомобиль Toyota Prius всегда открыт, но только для меня. Как только я берусь за ручку двери, автомобиль определяет через Bluetooth наличие беспроводного брелока в шаговой доступности. Если брелок обнаружен, дверь автоматически открывается. С точки зрения собственника Prius, дверь водителя всегда открыта для него самого и всегда закрыта для кого-либо еще, кто попытается ее открыть.

В плане технологий эта функция не представляет ничего особенного. Это ведь не искусственный интеллект (AI). И не «облачные вычисления». И даже не социальные технологии. Но эта функция действует незаметно.
Что же такое «невидимые технологии» и почему они имеют такое значение?

Определение «невидимых технологий»

Фразу «невидимые технологии» нельзя назвать расхожей, а стоило бы. Это очень уместный термин, который описывает важную концепцию.

К сожалению, никак не получается достигнуть консенсуса по поводу значения этой фразы. Она активно используется специалистами, практикующими Интернет вещей (IoT), компаниями, занимающимися обработкой больших данных, производителями носимых гаджетов и, разумеется, экспертами, блогерами и ИТ-журналистами.

Понятие невидимости применительно к технологии появилось с подачи Дональда Нормана в его книге под названием «Невидимый компьютер: почему хорошие товары могут не пользоваться спросом, почему персональный компьютер так сложен и почему будущее — за информационными устройствами» (The Invisible Computer: Why Good Products Can Fail, the Personal Computer Is So Complex, and Information Appliances Are the Solution), написанной в 1999 г. Он пытался донести, что компьютеры слишком сложны в использовании и что их нужно заменить чем-то, что мы сегодня называем IoT и носимыми устройствами.

С тех пор незаметно получило развитие новое направление, согласно которому компании доводят до предела автоматизацию и удобство пользования чем-либо, создавая по-настоящему невидимые технологии, такие как дверь моего Prius.

«Невидимые технологии» означают не технологии как таковые, а прикладные задачи, для решения которых мы используем технологии, даже не отдавая себе в этом отчета.

К примеру, вы испытываете на себе действие невидимых технологий в случае с автоматизацией умного дома, когда настраиваете его таким образом, чтобы при входе в комнату включался свет или дверь открывалась перед тем, как вы к ней подойдете. Автоматическое освещение обычно управляется датчиками движения. Автоматические двери как правило осуществляют поиск вашего смартфона через Bluetooth.

Ни в том, ни в другом случаях нельзя сказать, что пользовательский интерфейс отсутствует. Функция устройства активируется по факту самого присутствия пользователя. И в обоих случаях вы все так же при желании можете вручную включить свет или открыть дверь. «Невидимая технология» — это просто альтернативный способ использования устройства.

Так что вот вам мое определение: «невидимые технологии» — это пользовательские технологии без использования пользовательского интерфейса (UI) или с UI, который не воспринимается явно.

И вот что мне в связи с этим видится (пардон, не видится).

Еще больше «невидимых технологий»

Недавно я писал о том, как искусственный интеллект применяется в технологиях, некоторые из которых являются невидимыми.

Отличным примером вышесказанному может служить Clarke.ai — сервис конспектирования собраний и деловых встреч. Чтобы им воспользоваться, нужно просто добавить электронный адрес, предоставленный компанией Clark.ai, к своему приглашению на встречу. В фоновом режиме сервис включается в беседу и, используя AI и технологии обработки голоса, записывает сказанное и форматирует его в виде своеобразного «протокола» заседания. Позже этот протокол пересылается вам по электронной почте или через коммуникационную платформу Slack. Таким образом, Clark.ai, очевидно, представляет собой технологию для бизнес-пользователей, из применения которой люди извлекают для себя непосредственную пользу. Но UI при этом отсутствует.

Появился новый сервис под названием Record the Call (запись звонка), способный проделывать то, для чего раньше требовалось специальное устройство или, по меньшей мере, приложение. Как вы уже, наверное, догадались сервис Record the Call записывает звонки. Чтобы им воспользоваться, достаточно совершать конференц-звонки с телефонного номера компании. Как только вы повесите трубку, Record the Call вышлет вам сообщение со ссылкой на аудиозапись.

Как известно, в сервисе совместных поездок Uber поддерживаются «невидимые платежи». С помощью приложения Uber можно вызвать машину. Также можно на постоянно обновляющейся карте наблюдать, как ваша машина подъезжает к тому месту, где вы находитесь. Вы садитесь на заднее сиденье. Водитель везет вас к пункту назначения, после чего вы выходите из машины и отправляетесь дальше по своим делам. Погодите, а в какой момент вы расплатились за поездку?

Процесс оплаты происходит в фоновом режиме. В Uber хранится номер вашей кредитной карты. Там также записаны подробности вашей поездки. Система подсчитывает сумму к оплате и сразу снимает ее с вас, даже не привлекая вас к процессу. Видите — никакого интерфейса.

Группа Advanced Technology and Projects (ATAP) в составе Google (ее название зародилось в компании Motorola) встраивает невидимые интерфейсы в одежду. Первым партнером этой программы, которая носит название Project Jacquard, стала компания-производитель джинсовой одежды Levi Strauss. В технологиях Project Jacquard в качестве UI используется сама ткань: в нее буквально вплетаются интеллектуальные нити. Первым таким изделием станет умная куртка для велосипедистов производства Levi’s, надев которую, можно будет управлять смартфоном с помощью жестов на рукаве.

Это всего лишь пара примеров из множества доступных на сегодняшний день невидимых технологий. И это только начало. В ближайшие пять лет рынок захлестнет огромная волна устройств, работающих по принципу невидимых технологий. И отношение к ним будет неоднозначное.

Почему невидимые технологии важны

Рост популярности невидимых технологий связан с явлениями усталости от аппаратуры и информационной перегрузки.

С самого момента зарождения революции компьютеров в устройствах повсеместно использовались экраны. И сперва это было весьма кстати. В начале 80-х годов все управлялось через командную строку. В конце 80-х и на протяжении 90-х везде появились графические интерфейсы.

Ну а в последующие 16 лет мы наблюдали распространение вездесущих смартфонов и планшетов, а также встраивание экранов в бытовые приборы и другие устройства, включая пульты от телевизоров, холодильники, приборные панели в автомобилях, охранные системы и миллионы других устройств.

Все эти экраны осуществляют «когнитивную нагрузку», заставляя пользователей расходовать умственную энергию. Мы вынуждены замечать, понимать, осваивать и отвечать на то, что мы видим на экране.

По мере развития технологий датчиков и появления благодаря AI более интеллектуального ПО, а также ввиду роста количества подключенных к Интернету интеллектуальных устройств в нашей жизни на один-два порядка за счет IoT, любой, кто сможет защитить пользователей от умственного переутомления, связанного с обилием технологий, получит ключ к успеху в разработке своих будущих ИТ-продуктов.

Лучшим интерфейсом станет его отсутствие. Все технологии по возможности будут стараться обслужить нас без каких-либо сознательных действий с нашей стороны и без использования каких бы то ни было видимых признаков этих технологий.

Дома нам достаточно будет положить свои гаджеты на любой стол — и они будут заряжаться. Все двери, в которые мы имеем право входить, будут автоматически перед нами открываться. Свет будет включаться, когда мы входим, и выключаться, когда выходим. Дома за нами повсюду будет следовать музыка. Наших коллег предупредят о том, что мы задерживаемся, и сообщат им, когда приблизительно мы будем на месте. Бронирование мест, перенос даты собрания, резервирование машины в прокате — все это будет происходить за скобками, без нашего непосредственного участия.

Жизнь станет автоматизированной. Но нас ждут и проблемы.

Собственно, я уже это предчувствую, глядя на собственные схемы автоматизации. Для сбора интересующей меня информации я использую логику IFTTT (If This Then That, если [произойдет] это, тогда [сделать] то) и другие функции автоматизации. Иногда я ловлю себя на том, что хочу остановить или внести правки в то, что я автоматизировал когда-то в прошлом, но не могу вспомнить, как или когда я это сделал.

И в этом-то и состоит проблема «невидимых технологий». За удобство приходится платить утерей контроля. Будут происходить нежелательные для нас вещи, а мы не будем знать, как их прекратить. Одновременно с волной продуктов на основе «невидимых технологий» придут досада и разочарование, которые выльются в жалобы и раздражение со стороны пользователей.

Но мы все равно станем зависимы от «невидимых технологий». И если мы их отключим, нам их будет не хватать. К примеру, стоит отключить функцию автоисправления в MS Word, разозлившись на то, что она исправляет даже то, что в исправлении не нуждается, — как сразу ощущаешь, насколько она все-таки удобна.

Вот и с «невидимыми технологиями» будет та же история.

И все же «невидимые технологии» вот-вот станут главной движущей силой технологического развития. Только вы этого не заметите.