В течение недели IDC обнародовала два доклада, посвященных рынку носимой электроники, приведенные в которых цифры, на первый взгляд, противоречат друг другу. Однако, противоречия нет — несмотря на наблюдаемый в настоящий момент спад продаж в сегменте «умных часов» (сегмент для wearable electronics важный, но не единственный), аналитики предсказывают всему данному направлению устойчивое развитие.

Apple Watch обвалил рынок

Итоги второго квартала для рынка смарт-часов оказались на удивление печальны — мировой рынок в натуральном выражении рухнул на 32% по сравнению с тем же периодом прошлого года: квартальные продажи снизились с 5,1 млн до 3,5 млн штук. Падение это, похоже, определил один единственный продукт, тот же, который привел к хорошим результатам год назад — Apple Watch.

По данным IDC, квартальные продажи smart-часов Apple рухнули на 55%. За второй квартал в этом году было реализовано 1,6 млн часов такой модели, в то время то же время в прошлом — 3,6 млн. Однако, если учесть, что в прошлом году «яблочные» часы присутствовали на рынке лишь часть квартала — напомним, что предзаказы стали принимать 10 апреля, а продажи стартовали 24 апреля — и поставки шли в ограниченном количестве стран, то проблема с Apple Watch становится более выразительной. Заметим, что в прошлом году подобное развитие ситуации CRN/RE предсказывал, учитывая странный набор функций и общую «сыроватость» данного продукта, который к моменту начала продаж рынок с нетерпением ждал уже несколько кварталов, что и привело к ажиотажному спросу, растянувшемуся почти на год. Но ажиотаж ушел, и часы Apple, падая, потянули за собой весь сегмент smart watch.

Посмотрим на результаты сегмента «за минусом» продукции из Купертино, как бы не выглядел странным такой подход — ведь Apple Watch и сейчас, упав на 55%, занимает 47% этого рынка, почти втрое превосходя ближайшего конкурента, то есть «часы» всех остальных вендоров вместе взятых можно смело отнести к категории «прочие». Но подход покажет рыночную ситуацию весьма выразительно.

Проблемы не у класса устройств, проблемы с «часами» именно у Apple! На рынке «прочих» smart watch мы видим устойчивый рост: продажи второго квартала прошлого года составили 1,5 млн штук, а этого года — 1,9 млн, прирост составил 27%, что весьма неплохо, учитывая падения в большинстве сегментов других цифровых устройств. В сегменте лидеры растут заметно быстрее рынка, что особенно заметно на результатах Тор 3 «прочих»: продажи «умных часов» Samsung показали рост 51%, Lenovo — 75%, LG с приростом 26% демонстрирует хорошую динамику, хотя и чуть отстает от рынка.

Как видно, результаты хорошие. Понимание этого позволяет воспринять позитивные прогнозы IDC на обозримое будущее.

Рост ожидается уже осенью
 
Аналитики IDC ожидают выразительный рост рынка smart watch — включая продукцию компании и из Купертино, которая, судя по всему, представит новую модель Apple Watch осенью, что взбодрит продажи лидера. Согласно прогнозам, общие поставки в натуральном выражении возрастут почти на треть по сравнению с прошлым годом: с 31,9 млн до 41,8 млн устройств. Плавный рост ожидается до 2020 года, когда количество отгруженных всеми вендорами smart watch достигнет 111,3 млн.

Если сейчас лидерами рынка wearable electronics являются «умные браслеты» — в прошлом году их реализовано 26,8 млн, в этом ожидаемые объемы продажи должны достигнуть 51,4 млн. штук. Рост поставок «браслетов» будет продолжаться и на период до 2020 года, но его темпы будут меньше, чем у «умных часов», в результате последние станут самым распространенным носимым устройством к концу рассматриваемого промежутка времени. Если сегодня на рынке пользовательской «носимой электроники» безоговорочным лидером являются «браслеты» занявшие в прошлом году 50,5% — а сегмент wearable electronics включает также «умные очки», «умную одежду» и некоторые другие устройства — и в текущем году их доля практически не изменится (50,5%, согласно прогнозам), то к 2020 они будут занимать только 28,5%. Для «умных часов» же доля рынка будут расти: 40,4%, 41,0% и 52,1%, соответственною.

Согласно прогнозам IDC, быстрее всего будет расти направление «умных очков» — рост к 2020 по сравнению с итогами прошлого года составит 188 раз! — но такие потрясающие показатели определены, конечно же, эффектом низкой базы: прыжок на количество проданных устройств в 18,8 млн за 2020 год будет выполнен с объема 100 тыс. устройств, реализованных в 2015 году. Выразительный рост, согласно прогнозам, покажет «умная одежда» — с 400 тыс. до 15,6 млн., соответственно. А вот продажи носимых устройств прочих типов практически не изменятся — рост продаж таких девайсов с 6,8 млн. до 7,1 млн выглядит весьма невыразительно на фоне успехов часов, браслетов, очков и одежды.

Ритейл должен сделать соответствующие выводы

 Розничным торговцам нужно учиться продавать носимую электронику, прежде всего, разумеется, «умные часы» и «умные браслеты». Есть мнение, что основная конкуренция в данных суб-сегментах будет происходить не в области технических изысков, а в дизайне. Разумеется, продвижение такой «дизайнерской» продукции потребует несколько иного маркетинга, чем традиционно «технократических» привычных цифровых устройств.