Согласно результатам исследования, проведенного сервисом «Битрикс24» совместно с ГФК Юкрейн, в ближайшие два года Украину ждет стремительный рост дистанционной занятости. Ожидается, что к 2017 году более 10% офисных сотрудников Украины будут работать удаленно. За счет виртуальных рабочих мест работодатели через два года смогут сэкономить около 3 млрд гривен в год.
В 2015 году более 20% украинских предприятий активно использовали труд удаленных сотрудников. Средняя доля дистанционных сотрудников в среде офисных работников Украины составила около 7%. От перехода на удаленный режим лишь за прошлый год работодателям удалось сэкономить 1,7 млрд гривен. Каждый удаленный сотрудник, имеющий все необходимое программное обеспечение, смог сэкономить компании около 17000 гривен за год.
Уже к 2017 году не менее 35% компаний в стране будут иметь виртуальные рабочие места. Этот рост произойдет за счет предприятий, которые еще не использовали дистанционный формат работы, и компаний с частичной удаленной занятостью. Это 25% и 46% соответственно. Именно последние являются источником расширения полноценной дистанционной занятости, так как активнее планируют ее внедрение и выше оценивают преимущества.
Сервис «Битрикс24» исследовал текущую ситуацию и перспективы развития рынка удаленной занятости в Украине, существующие инструменты для организации и контроля деятельности удаленных сотрудников, а также возможный экономический эффект от перехода офисных сотрудников на дистанционный режим работы. В опросе принимали участие свыше тысячи компании среднего, малого и крупного бизнеса из всех регионов страны.
Уровень проникновения дистанционной занятости в Украине составляет 21% , из них основная масса компаний сосредоточена в Киеве – 33%. Больше всего удаленных сотрудников задействовано в ритейле, телекоммуникационной отрасли, ИТ, промышленных и строительных компаниях.
Результаты исследования показали, что работа удаленных сотрудников воспринимается как «высококвалифицированная», и руководители рассматривают ее как полноценную замену офисной. Об этом говорит уровень заработной платы, который компании готовы устанавливать для дистанционных сотрудников. В 73% опрошенных компаниях размер зарплаты не зависит от того, в офисе работает сотрудник или нет, а в 5% компаниях дистанционные работники получают даже больше офисных. И лишь 10% предприятий предлагают за работу дистанционным сотрудникам меньше стационарных. Связано это с неуверенностью в том, что он все свое рабочее время посвящает данному работодателю.
Согласно опросу большая часть удаленных сотрудников – это профессионалы с высокой квалификацией (78%) и высшим образованием – 83%. При этом офисных сотрудников с высокой квалификацией всего 58%.
Несмотря на то, что сотрудники имеют возможность работать в разных местах и показывать высокую эффективность и профессионализм, главным местом для работы в Украине все же остается офис. Однако доля дистанционных сотрудников будет расти за счет сотрудников отдела финансов в малом бизнесе, на средних и крупных предприятиях – это IT-отделы, сисадмины и программисты. На третьем месте – дистанционный менеджмент. В секторе IT и Телеком ожидается максимальный рост дистанционной занятости – до 48%.
Исследование выявило основные причины роста лояльности к удаленным сотрудникам:
- их высокий профессионализм и результативность без повседневного контроля со стороны работодателя;
- сокращение расходов на аренду, организацию рабочего места, командировочных и др.;
- повышение производительности труда за счет возможности работы без отрыва от производства во время командировок, болезни, выездов на производственные объекты;
расширенные возможности для найма; - повышение мобильности и оперативности, возможность более гибкого подхода к формированию графика работы, что приводит к улучшению качества обслуживания клиентов.
Почти 90% руководителей заявили о том, что удаленная работа приносит ощутимые экономические выгоды в развитии предприятия. При этом 14% оценивают этот эффект как «сильный» и 48% как «средний».
Каждый сотрудник, который перешел на удаленную занятость и имеет все необходимое программное обеспечение, будет экономить компании около 17 000 гривен в год.
Основными источниками экономии являются:
- оснащение рабочих мест офисным оборудованием и ПО (около 10 000 гривен на одного сотрудника в год);
- аренда рабочих мест (около 7200 гривен на одного сотрудника за счет стоимость аренды рабочего места (≈ 4 m2) по ставке около 150 грн / m2);
- снижение затрат на оплату труда за счет расширения географии найма и оптимизации налогов.
Хотя компании, которые используют дистанционную занятость и отмечают высокий уровень экономии, этот критерий не является основным для компаний, которые только планируют внедрять дистанционную занятость. Для них более важно найти постоянных исполнителей на эпизодические работы, расширить географию найма или найти высококлассных специалистов — то есть, использовать дистанционную занятость для масштабирования бизнеса.
Для организации эффективной удаленной работы используется разнообразное программное обеспечение – от набора различных инструментов для решения отдельных задач до комплексных систем, позволяющих в одном сервисе объединить все необходимые функции. Такие решения зачастую разрабатываются самостоятельно либо заказываются компаниями под свои нужды.
Для контроля и постановки задач специализированное ПО применяют 44% руководителей, при этом 88% из опрошенных не контролируют рабочее время удаленных сотрудников, хоть и имеют техническую возможность для этого. По популярности среди участников опроса разновидности софта распределяются так: системы работы с почтой и документами онлайн (56%), IP-телефония (24%), хранилище данных (16%), корпоративная социальная сеть (15%), мессенджеры (15%), далее идут системы управления проектами и CRM. Также на рынке есть ряд комплексных сервисов, дающих возможность получить аналогичный набор возможностей для любых компаний.
93% респондентов удовлетворены существующим ИТ-инструментарием. Говоря о возможных направлениях улучшения инструментария для дистанционной организации работы, респонденты, в первую очередь, называли «надежность и защищенность хранения и передачи данных» и «скорость работы».
В дальнейшем влияние сервисов будет увеличиваться. Руководители задумываются о том, чтобы как можно больше функций сотрудник мог выполнять без привязки к офису, из любого места, где бы он ни находился. Грань между офисной и удаленной работой стирается, и присутствие на рабочем месте становится все менее важным.