Поставки планшетов и устройств типа «2-в-1» в Центральной и Восточной Европе (CEE) в 1 квартале 2015 г. снизились более чем на 20% по сравнению с тем же кварталом год назад, сообщает IDC. Главными факторами в этом, ожидавшемся сужении рынка были негативная экономическая ситуация в России и Украине и значительное укрепление доллара США по отношению к обесценившимся валютам этих двух стран. В общей сложности было поставлено 2,7 млн. шт. устройств в каналы сбыта в течение 1 квартала.
Другими факторами, оказавшими негативное влияние на продажи планшетов в регионе, были растущая зрелость этого рынка, отразившаяся в удлинении сроков службы устройств, а также популярность альтернативной платформы, а именно смартфонов с увеличенным экраном.
«Хотя планшетный рынок CEE достигает насыщения, сегменты с потенциалом роста еще существуют — это разъединяемые устройства типа „2-в-1“ и устройства с мобильной связью четвертого поколения и увеличенной емкостью хранения и временем работы от батареи», — пишет Иржи Тершел, старший аналитик по изучению планшетного рынка, IDC CEMA.
Сегмент планшетов с сотовой связью растет быстрее остального рынка, принося дополнительный поток дохода OEM-производителям и мобильным операторам. Также, эти модели помогают позиционировать сегмент как подлинно мобильные решения, а не устройства для домоседов.
IDC полагает, что OEM-изготовителям планшетов следует продолжать держать прицел на потенциальные области роста, такие как вышеупомянутые планшеты с сотовой связью и устройства «2-в-1». Коммерческий сегмент остается перспективным для обоих форм-факторов, поскольку ожидается, что интерес потребителей будет расти в регионах EMEA, менее затронутых спадом на российском и украинском рынках.
Основные результаты по вендорам
Компания Samsung вновь вернула себе положение лидера рынка в 1 квартале после нескольких менее успешных кварталов подряд. Компания поставила 640 тыс. шт. и увеличила свою долю рынка на 2,2 процентных пункта по сравнению с прошлым годом, до 20,8% всего планшетного рынка в CEE.
Lenovo продолжала следовать своей стратегии углубления проникновения на рынок с привлекательными ценами и высокой ценностью предложения, хотя отчасти хорошие цифры роста за год были результатом низкой базы сравнения в 1 квартале 2014 г.
Apple продолжала сползание по нисходящей кривой как по объему поставок планшетов, так и по доле рынка из-за «отъедания» части продаж ее же линейкой iPhone. Высокий курс доллара США в EMEA также негативно сказался на продажах вендора, так как чувствительные к цене покупатели избирали более дешевые старые модели iPad. Правда, снижение средней продажной цены было отчасти скомпенсировано растущим предложением версий iPad с увеличенной емкостью хранения.
Компания ASUS предложила свою новую линейку Transformer в середине февраля, намереваясь конкурировать с ультрабуками и дорогостоящими планшетами. Хотя эти ее модели еще не были широко доступны в регионе CEE в 1 квартале, они будут способствовать растущей популярности форм-фактора «2-в-1», придавая ему долгосрочный потенциал роста.
Компания Prestigio, несмотря на более агрессивную ценовую конкуренцию с другими вендорами в 1 квартале, не сумела потеснить главных игроков рынка. С другой стороны, она больше нацелена на архитектуру x86 и платформу Windows и потому оказалась способна отчасти компенсировать давление маржи, создаваемое снижающимися поставками Android-устройств.
«В последние месяцы года некоторые вендоры (особенно мелкие) не смогут поддерживать свой поток дохода из-за возросшей конкуренции в нижнем сегменте и растущей концентрации рынка в верхнем сегменте, — пишет Тершел. — Поэтому они встанут перед дилеммой: консолидироваться или уйти с рынка».
Табл.
Топ-5 вендоров планшетов и устройств «2-в-1»: объем поставок, доля рынка и темпы роста в 1 кв. 2015 г.
Vendor |
1Q15 Unit Shipments (‘000s) |
1Q15 Market Share |
1Q14 Unit Shipments (‘000s) |
1Q14 Market Share |
Year-on-Year Growth (Volume) |
Samsung |
570 |
20.8% |
639 |
18.6% |
-10.8% |
Lenovo |
359 |
13.1% |
297 |
8.6% |
20.9% |
Apple |
158 |
5.7% |
425 |
12.3% |
-62.9% |
ASUS |
155 |
5.7% |
360 |
10.4% |
-57.0% |
Prestigio |
81 |
3.0% |
192 |
5.6% |
-57.9% |
Others |
1,421 |
51.8% |
1,529 |
44.4% |
-7.1% |
Total |
2,774 |
100.00% |
3,442 |
100.00% |
-20.29% |
Source: IDC EMEA Quarterly Tablet Tracker, May 8, 2015
Диагр.
Топ-5 вендоров планшетного рынка в CEE в 1 кв. 2015 г. (объем поставок в тыс. шт.)