Одним из трендов года, похоже, все же станут изогнутые дисплеи на массовых устройствах. В 2013 году такое развитие событий казалось совершенно нереальным, но сейчас ситуация несколько изменилась. Акцент на изогнутых дисплеях, который очевиден в наступившем году, обусловлен двумя причинами, одна из которых находится в области технологий, другая — в маркетинге.

Почему именно сейчас?

За два года, прошедших с момента выхода первых продуктов с изогнутыми дисплеями, технологии производства прошли значительный путь в своем развитии. Одним из результатов этого процесса — доступность изогнутых дисплеев для массовых устройств. Заметим, что для специализированных применений — прежде всего, для digital signage — изогнутые панели выпускали и два, и три года назад, но при этом их «тиражи» нельзя было назвать массовыми, а поэтому цены оставались достаточно высоки, а области применения довольно узки.

Причина номер два — маркетинговая. Дело в том, что на рынке дисплеев для массового пользователя индустрии практически нечего предложить пользователям такого, что могло бы служить вау-фактором. Параметры яркости-цветности-контрастности достигли оптимальных значений уже давно. Рост разрешения мало кому нужен, хотя переход с FullHD на UltraHD послужит драйвером рынка, как минимум, для сегмента телевизоров (подрбнее). Увеличение доступных диагоналей тоже достигло «потолка» — телевизоры бОльших размеров уже проблематично разместить в квартирах. Трехмерное изображение популярным не стало. Что же остается? Изогнутые дисплеи! На полноценный вау-фактор, конечно, «не тянут», но лучше иметь такое видимое отличие в представляемых новинках, чем не иметь вообще никакого из сколько-нибудь заметных.

Заметим, что хотя сказанное относится к рынкам массовых моделей мониторов и телевизоров, но наиболее интересная ситуация складывается на рынке смартфонов.

От премиальных к массовым

Ситуация на рынке «гнутых» смартфонов складывается весьма интересная. Такие модели выпустили и начали активно продвигать лидеры рынка, причем делать это так активно, что очень быстро обладающие данной «фишкой» смартфоны утратили премиальность.

На прошлой неделе в продажу на российском рынке Samsung выпустил новинки в топовой серии «S». Интересно, что смартфон Galaxy S6 представлен в двух модификациях — S6 (без дополнительного индекса) с традиционным плоским дисплеем и S6 edge с дисплеем изогнутым. Разумеется, Galaxy S6 edge — модель премиального класса, причем на российском рынке не имеющая лобовых конкурентов, но вот косвенные уже объявлены.

Конкурентом для Samsung в плане инноваций в данном случае оказались не Apple, HTC или Microsoft, а LG. Обе компании ранее с осторожностью выпустили на рынок модели с изогнутыми дисплеями — у LG был Flex, у Samsung — Galaxy Note edge. Оба вендора, заметим, такие новинки позиционировали как премиальные модели, но при этом существующие параллельно с моделями в топовой линейке. Но теперь ситуация изменилась — Samsung выпустил «гнутый» флагман в серии «S», а обновленный LG Flex 2 продолжает существовать параллельно с флагманским LG G3. Напомним, что до российского рынка премиальные «гнутодисплейные» модели LG так и не добрались — как не было официальных поставок первой модели Flex, так компания не ввозит обновленную версию Flex 2. Однако, LG уже анонсировала для российского рынка смартфоны среднего ценового диапазона Magna и Spirit, которые обладают интересующими нас выгнутыми дисплеями.

Заметим, что доступные на российском рынке «гнутодисплейные» модели обоих конкурентов демонстрируют принципиально разные подходы к оптимизации эргономики. Изогнутость экранов у них различна: Samsung создал дисплей, «заворачивающийся» за оба края по длинной стороне экрана, LG предложила панели, равномерно изогнутые вдоль длинной оси. Оба варианта весьма изящны и потребовали создания и внедрения в технологию производственного процесса сложнейших инноваций, но роднит их и еще одно — пока все еще не совсем понятно, зачем же пользователю нужны изгибы на дисплее смартфона.

Актуальна ли «гнутость» пользователю?

Хотя обе компании продемонстрировали уже второе поколение «гнутоэкранных» смартфонов, маркетологи так и не смогли придумать внятных кейсов, демонстрирующих актуальность изогнутых дисплеев.

Когда телефон находится в руках у пользователя, внешнему наблюдателю изогнутость дисплеев заметна слабо, что не позволяет в должной мере подчеркнуть премиальность телефона. Тем более, что появление изогнутых дисплеев в моделях средней ценовой категории вышеупомянутую премиальность изрядно размывает.

Samsung говорит о возможности использования боковых поверхностей в для размещения различных информеров, которые кроме всего прочего будут видны даже когда трубка лежит «ничком», но эти кейсы мало кому и редко когда будут актуальны. Во всяком случае сейчас, пока разработчики не представили широкий спектр программ, активно использующих возможности «боковинок». LG рассказывает о преимуществах своего изогнутого дисплея много больше, но к ее кейсам отношение тоже скептическое. Компания заявляет, что ее изогнутый дисплей по сравнению с традиционным более эргономичен (показывая при этом телефон в заднем кармане джинсов, в то время, как носить аппарат таким способом не следует в принципе — его легко могут вытащить, кроме того, его просто раздавить, сев на любую поверхность). Также LG подчеркивает в видеорекламе устойчивость дисплея к воздействиям при падении (тоже весьма странный кейс — ведь телефоны не является ударопрочными!). Наконец, корейский вендор отмечает, что в таком аппарате микрофон при разговоре расположен ближе к губам, а это должно положительно влияет на качество передачи голоса (теоретически — да, а практически это не важно; вспомните мобильные телефоны — со времен Nokia 8110 «кривые» корпуса не были популярны).

Однако, практическая польза от таких решений все же есть, только она слабо связана с отображением информации. Лежащий «ничком» смартфон LG удобней поднимать с ровной поверхности, кроме того, наличие изгиба обеспечит экрану в таком положении дополнительную защиту от воздействия мелкого мусора и тем самым убережет от царапин. Смартфон Samsung с изогнутым дисплеем удобней удерживать в руках из-за того, что из-за использования нового дисплея грани, за которые пальцы охватывают аппарат в процессе разговора, стали тоньше.

Но телефоны с изогнутыми дисплеями на рынке будут пользоваться повышенной популярностью.

«Гнутость» выразительна

Популярность изогнутых телефонов будет обусловлена их активным продвижением вендорами «группа А», которые сейчас переживают не лучшие времена. Напомним, что в начале прошлой недели «Связной» опубликовал данные о российской ситуации, согласно которым смартфоны производителей «группы В» по итогам первого квартала текущего года заняли 53% в натуральном выражении, а год назад их доля составляла всего 43%.

Выразительный рост популярности недорогих моделей обусловлен несколькими разными факторами, в числе которых весьма важна и общая экономическая ситуация в стране. Но важным является и отсутствие выраженных и очевидных для большинства пользователей «вау-факторов», отличающих модели, созданные вендорами из «группы А», от моделей, представленных компаниями «группы В». Дополнительная производительность? На большинстве простых повседневных задач она мало актуальна. Качественные камеры? Большинство «мобилографических» снимков никто и не подумает печатать, более того, лишь немногие будут удостоены просмотра в компьютере «на полный экран», а в основном их будут рассматривать на дисплеях смартфонов, для этого и пятимегапиксельной камеры устройства «группы В» вполне достаточно. Дизайнерские решения? Они малозаметны даже для абонента, не говоря уже об окружающих.

В таких условиях изогнутость экрана становится важным отличием, которое, как минимум, заметно самому абоненту. И, заметим, пока доступное только моделям от вендоров «группы А», да и то далеко всем производителям. Разумеется, компании, способные выпускать «гнутые» смартфоны, сделают все возможное, чтобы использовать свои технологические преимущества для продажи возможно большего количества аппаратов. При этом корейские компании будут спешить, стремясь «снять сливки» с рынка, пока изогнутые дисплеи для смартфонов не выпустят японские производители, которые начнут продавать эти комплектующие американским и тайваньским компаниям, и уж тем более пока смартфоны с такими дисплеями не научатся делать трудолюбивые китайцы.

Что делать ритейлу?


Ритейлерам в данном случае остается только «ловить волну» и стремиться получить максимум выгоды от активности вендоров. Нет никаких особых хитростей в том, чтобы продвигать «гнутые» телефоны, используя поднятый и активно поддерживаемый вендорами интерес к подобным устройствам. Нужно лишь следить за состоянием склада, заранее озаботиться POS-материалами для продвижения таких устройств и соответствующим образом проинструктировать персонал торговых залов.

И для ТВ — то же

Сказанное для с смартфонов в полной мере актуально для рынков телевизоров и мониторов. Конечно, изогнутость уменьшает геометрические искажения при рассматривании картинки с большого экрана (чем давно пользуются кинотеатры), но, во-первых, эти искажения невелики, во-вторых, это актуально для зрителя, находящегося в «фокусе» экрана, но в стороне от него (а как быть, если перед телевизором располагаются несколько человек?). Наличие изгиба экрана пока указывает на премиальность модели, но есть проблема — он не очень заметен.

Как и в ситуации с телефонами, изогнутость не является «вау-фактором», но может выступать в таком качестве в результате усилиями маркетинга вендоров. Легко видеть, что так и будет — ведь других значимых для покупателя характеристик, влияющих на качество изображения, «телевизостроители» предложить не могут, яркость-контрастность-цветность уже выше всяких похвал. Посмотрите на рекламу: крупные вендоры акцентируют внимание на малой толщине обрамления экрана и уменьшении толщины устройства — потрясающе «важные» характеристики для телевизора, правда? Изгиб для улучшения восприятия телевизионной картинки хотя бы имеет значение, пусть даже небольшое.

Ситуация в сегменте телевизоров куда как более проблемная, чем на рынке смартфонов (рынок «трубок» хоть продолжает расти, а телевизионный падает), поэтому вендоры будут с высочайшей активностью продвигать «изогнутые» модели, а реселлерам лишь остается использовать предоставляемые грандами рынка возможности, а таковые будут — от доступности дополнительных скидок и рибейтов до предоставления POS-материалов и «price protection».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE