Мировые поставки планшетов показали снижение за год впервые с момента зарождения этого рынка в 2010 году, сообщает IDC. Согласно предварительным данным, общие поставки планшетов и устройств типа «2-в-1» в 4 квартале 2014 г. составили 76,1 млн. шт., снизившись на 3,2% по сравнению с прошлым годом. В то же время, объем поставок за весь 2014 год вырос на 4,4%, составив 229,6 млн. шт.

«Планшетный рынок по-прежнему сильно „перевешивает вверху“ в том смысле, что полагается главным образом на Apple и Samsung, которые движут его вперед год за годом, — пишет Джитеш Убрани (Jitesh Ubrani), старший аналитик исследования, Worldwide Quarterly Tablet Tracker. — Хотя Apple расширила свою линейку iPad, сохранив старые модели и предложив более низкую отметку входной цены в 249 долл., этого всё же было недостаточно, чтобы подтолкнуть продажи iPad, учитывая ажиотаж, вызванный выпуском новых моделей iPhone. В то же время, трудности Samsung продолжались, так как вендоры с более низкой ценой быстро доказывают, что среднеценовые и дорогостоящие Android-планшеты просто не подходят для сегодняшнего планшетного рынка».

Лидерству Apple в сравнении с другими вендорами по-прежнему ничто не угрожало, и в 4 квартале компания поставила 21,4 млн. шт. планшетов, что составляет более четверти рынка, а именно 28,1%. Samsung, несмотря на свои трудности, остается на втором месте, поставив 11 млн. шт. Компании Lenovo (с долей рынка 4,8%), ASUS (4%) и Amazon (2,3%) замыкают первую пятерку вендоров, но только Lenovo сумела продемонстрировать рост по сравнению с 4 кварталом 2013 г., сохранив прочные позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе благодаря значительному масштабу ПК-бизнеса и успеху своих недорогих моделей планшетов.

«Несмотря на очевидное замедление рынка мы сохраняем свой прогноз роста планшетов в 2015 году, — пишет Жан-Филипп Бушар (Jean Philippe Bouchard), директор исследования, Tablets. — Новая ОС Microsoft, общий сдвиг к форм-фактору с увеличенным экраном и решениям, предназначенным для офисной работы, а также инновации технологии, такие как мультитач-интерфейс, который может быть введен в планшеты, будут помогать этому рынку поддерживать положительный рост в 2015 году».

Основные результаты по вендорам

Усилия Apple по удержанию продаж iPad пока не дали результата, так как последнее поколение iPad Air и mini предлагают лишь минимальный апгрейд по сравнению с предыдущими версиями. «Отъедание» нижней части рынка продажами iPhone, а в верхнем сегменте — выбором MacBook выглядит серьезной проблемой для iPad.

Компания Samsung сумела достичь своей цели, поставив 40 млн. шт. планшетов в 2014 году, что на 1,1% выше 2013 года. Серия Tab 4 была хорошо принята, а недавнее объявление о намерении сосредоточиться на среднем и верхнем сегментах планшетного рынка должно помочь росту прибыли, хотя доля рынка, вероятно, продолжит снижаться.

Структура портфеля продуктов Lenovo выглядит идеальной, охватывая большинство размеров экрана на платформах Android и Windows, что позволяет компании успешно сыграть на переходе конечных пользователей к увеличенному экрану и офисным приложениям в целом. Технология AnyPen, представленная на CES 2015, хотя и всё еще нишевая, должна попасть в центр внимания в планах разработки компании в 2015 году.

Модель T100 компании ASUS была хорошо принята рынком при ее появлении в сезон праздничных продаж 2013 года. Однако, показав прекрасные результаты в этом квартале, она столкнулась с острой конкуренцией других вендоров с недорогой ценой. Недавно ASUS расширила свою линейку Transformer, выпустив три новых устройства «Chi» типа «2-в-1», которые должны появиться в продаже в феврале.

Amazon показала самый резкий спад поставок по сравнению с прошлым годом в группе топ-5 вендоров. Несмотря на обновление линейки продуктов в конце сентября — выпуск Kindle Fire HDX 8.9, а также 6-дюймового Fire HD в нижнем сегменте (не учтенного в цифрах IDC ввиду малого размера экрана, не соответствующего критериям планшета, принятым в IDC) и 7-дюймового Fire HD — праздничные продажи снизились почти на 70% по сравнению с прошлым годом.

Табл. 1

Топ-5 вендоров планшетного рынка: объем поставок, доля рынка и рост в 4 кв. 2014 г. (предварительные результаты, млн. шт.)

Vendor

4Q14 Unit Shipments

4Q14 Market Share

4Q13 Unit Shipments

4Q13 Market Share

Year-over-Year Growth

1. Apple

21.4

28.1%

26.0

33.1%

-17.8%

2. Samsung

11.0

14.5%

13.5

17.2%

-18.4%

3. Lenovo

3.7

4.8%

3.4

4.3%

9.1%

4. ASUS

3.0

4.0%

4.0

5.1%

-24.9%

5. Amazon.com

1.7

2.3%

5.8

7.4%

-69.9%

Others

35.2

46.2%

25.8

32.8%

36.2%

Total

76.1

100.0%

78.6

100.0%

-3.2%


Табл. 2

Топ-5 вендоров планшетного рынка: объем поставок, доля рынка и рост за весь 2014 год (предварительные результаты, млн. шт.)

Vendor

2014 Unit Shipments

2014 Market Share

2013 Unit Shipments

2013 Market Share

Year-over-Year Growth

1. Apple

63.4

27.6%

74.3

33.8%

-14.6%

2. Samsung

40.2

17.5%

39.7

18.1%

1.1%

3. ASUS

11.5

5.0%

12.2

5.6%

-5.5%

4. Lenovo

11.2

4.9%

7.8

3.5%

43.5%

5. Amazon.com

3.3

1.4%

9.8

4.4%

-66.4%

Others

100.0

43.6%

76.1

34.6%

31.4%

Total

229.6

100.0%

219.9

100.0%

4.4%


Источник: IDC