Отношение IBM к облаку становится предельно серьезным. В ходе интернет-конференции 20 января, посвященной финансовым итогам Голубого гиганта, старший вице-президент и главный финансист IBM Мартин Шрётер сделал заявление, показывающее насколько серьезны облачные планы IBM на будущее. В ответ на вопрос о стратегии компании в сфере приобретений, Шрётер сказал, что в будущем IBM намерена отдавать предпочтение фирмам с продуктами «в виде сервиса», нежели поставщикам дополняющих портфель IBM решений, устанавливаемых у заказчика. «У нас будет больше приобретений в категории „as-a-service“, нежели „on-premise“. Мы видим много возможностей расширения в пространстве as-a-service», — заявил Шрётер.

В ходе интернет-конференции, Шрётер сообщил, что цифры облачных продаж IBM в 2014 г. выросли на 60% (до 7 млрд. долл.), и компания почувствовала растущий спрос клиентов к продвинутым облачным решениям на базе публичных, частных и гибридных облаков. Что качается оборотов IBM от предложений «as-a-service», то они за прошедший год выросли на 75% (до 3 млрд. долл.).

«Мы воодушевлены результатами прошедшего года, в течение которого наш бизнес по направлению as-a-service вырос на 3,5 млрд. долл. », — сказал Шрётер. Он пояснил, что цифра 7 млрд. долл. включает и доходы от фундаментальных предложений IBM, где компания поставляет заказчикам ПО, аппаратуру и сервисы для создания частных облаков.

Аналитик ИТ-индустрии Роб Эндерли, основатель Enderle Group, заметил, что планы покупок IBM напоминают старинную политику IBM во времена мэйнфреймов. «Они показывают, что IBM агрессивно внедряется на рынок облачных сервисов, — сказал Эндерли. — По сути, компания осознает, что продукты, рассчитанные на длительную эксплуатацию на площадке заказчика, попросту не смогут конкурировать с сервисами, и хочет наперед занять прочные позиции. По иронии судьбы у IBM это очень похоже на первоначальную модель бизнеса по производству мэйнфреймов, когда оборудование поставлялось как сервис, и с этим IBM не суждено расстаться».

Так же считает и Чарльз Кинг, главный аналитик Pund-IT, который добавил, что эта стратегия в дальнейшем повлияет на весь сервисный бизнес IBM. «На первый взгляд слова Шрётера касаются облачного бизнеса компании. Но он может стать важным пополнением более широкого сервисного портфеля IBM, генерирующего основную часть доходов компании и обеспечивающего более высокий уровень прибыли, чем другие подразделения IBM», — пояснил Кинг.

По его мнению, стратегия IBM в то же время отражает ее понимание, что инфраструктурные портфели компании, связанные с аппаратурой и ПО, практически заполнены. «После продажи бизнеса System x и микроэлектроники фокус IBM сконцентрировался на более прибыльном оборудовании Power и мейнфреймах, — продолжает Кинг. — Плюс, я думаю, что активы IBM в промежуточном ПО шире и глубже, чем у кого-либо из конкурентов. По существу, если на рынке не появятся какие-то совершенно новые, революционные аппаратные или программные решения, расширение сервисных предложений кажется наиболее разумной целью будущих приобретений IBM».

По словам Шрётера, IBM рассматривает приобретение компаний как способ дополнения органично выращенных ею инноваций и выстраивания собственного взгляда на корпоративные ИТ. «Наша стратегия строится вокруг нашего понимания будущего корпоративных ИТ. Кроме того, мы успешно сотрудничаем с ведущими компаниями, как в случае с Apple и Twitter. Не все технологии, которые мы предлагаем клиентам, должны быть нашими собственными. Поэтому мы рассчитываем на развитие партнерств», — говорит он.

В последние несколько лет IBM была в числе наиболее активно приобретающих другие ИТ-компании. В 2014 г. Голубой гигант приобрела шесть фирм: Cloudant, Silverpop, CrossIdeas, Lighthouse Security Group, Aspera и Cognea. В феврале IBM купила Cloudant, провайдера СУБД как сервиса (DBaaS). В апреле — решение Silverpop для автоматизации маркетинга, пополнившее ее портфель более чем 120 предложениями ПО как сервиса. В июле IBM купила CrossIdeas с ПО безопасности, защищающим данные как внутри предприятия, так и в облаках. А в августе IBM приобрела Lighthouse Security Group, провайдера сервисов для защиты облаков.

В 2013 г. IBM купила десяток с лишним компаний, включая SoftLayer, за которую Голубой гигант заплатил 2,1 млрд. долл. и которая ныне стала фундаментом облачной инфраструктуры IBM. В 2012 г. IBM приобрела не меньше девяти компаний, включая Worklight, заложившую фундамент стратегии IBM MobileFirst. В 2011 г. в состав IBM вошли восемь компаний, в том числе Platform Computing. А в 2010-ом — 15 компаний, включая поставщиков решений, которые стали ключевыми компонентами портфеля IBM, например, Netezza, Sterling Commerce, Coremetrics и Cast Iron Systems.

В 2014 г. IBM значительно расширила свои облачные инициативы, в том числе инвестировав свыше 1,2 млрд. долл. в расширение своего глобального присутствия в 40 мировых облачных дата-центрах. Компания также инвестировала 1 млрд. долл. в разработку своей PaaS-платформы Bluemix, чтобы помочь разработчикам и заказчикам создавать облачные приложения. IBM вложит более 4 млрд. долл. в многолетние корпоративные облачные соглашения с Lufthansa, WPP, Thomson Reuters и ABN Amro, а также стратегическиt соглашения с SAP, Microsoft, TenCent, AT&T и Intel.

В январе Голубой гигант назначил одного из своих главных управленцев Роберта Лебланка на пост старшего вице-президента по облакам. В своей новой роли Лебланк полностью отвечает за всю облачную стратегию IBM. В его ведении находится облачный портфель технологий и сервисов IBM, включая стратегию, проектирование продуктов, разработку предложений, маркетинг, продажи и обслуживание.