В рыночном противостоянии смартфонов и планшетов, возможно, победа будет за фаблетами — гаджетами с диагоналями экранов от пяти до семи дюймов, занимающих промежуточное положение между смартфонами и планшетами, но традиционно включаемые в «смартфонную» статистику.
IDC отмечает быстрый рост сегмента фаблетов: если в первом квартале прошлого года по данным компании они занимали 4,3% рынка смартфонов, то в последнем уже 10,5%. Прогнозов на развитие ситуации IDC не дает. По данным, объявленным BI Intelligence, в ближайшие пять лет в этом сегменте рост поставок в натуральном выражении будет составлять 27% ежегодно, в то время для всего рынка смартфонов этот показатель составит не более 15%. Если, согласно прогнозам BI Intelligence, в 2014 году доля фаблетов на мировом рынке составляет 35% от общего числа проданных смартфонов, то в 2019 году она составит уже 59%.
Перспективы фаблетов обеспечило развитие технологий создания дисплеев. Дисплеи «фаблетного» размера стали делать с очень узкой «рамочкой» по периметру, что улучшило эргономику устройств — проще говоря, их стало удобней удерживать одной рукой в процессе разговора — и с высоким разрешением, что обеспечивает просмотр HD-контента.
Бурный рост сегмента фаблетов оказывает давление на рынок планшетов. Это вполне объяснимо — пользователю удобней иметь одно устройство вместо двух по вполне понятным причинам: не нужно синхронизировать данные, проще процесс администрирования, цена и вес фаблета меньше, чем у комплекта планшет+смартфон... Конечно, фаблет не универсален — он не подойдет, например, людям с маленькими руками. Комплект остается актуальным, например, для пользователей с ослабленным зрением, для применяющих «таблетку» в качестве альтернативы ноутбуку, для предпочитающих использовать для голосового общения традиционную сотовую «трубку» и т. д. Как видно, при росте популярности фаблетов планшет постепенно оказывается нишевым устройством.
Что из этого следует для канала? Если мы говорим о продвижении самих устройств, то, наверное, ничего — рост спроса на фаблеты будет идти достаточно плавно для того, чтобы дистрибуторы и реселлеры плавно меняли товарное предложение в соответствии с запросами покупателей, без необходимости каких-либо резких действий в канале.
Но вот к области вокруг сегмента фаблетов следует присмотреться повнимательней. Например, у пользователей таких устройств большей популярностью будут пользоваться гарнитуры — удерживать у уха семидюймовый девайс во время длительного разговора непросто, а по громкой связи удобно говорить не всегда и не везде. Кроме традиционных гарнитур «а-ля секьюрити» это могут быть беспроводные наушники со встроенным микрофоном, фан-гарнитуры и т. д. Пользователям фаблетов будут актуальны опции, раньше более востребованные владельцами планшетов — стилусы, чехлы (особенно те, которые защищают крупный экран) и т. д.
Крупные вендоры обычно не предоставляют таких товарных позиций в должном ассортименте, поэтому за ними придется обращаться к малоизвестным у нас компаниям из юго-восточной Азии. Однако, для азиатских производителей российский рынок обычно не представляет особого интереса — маленький, далекий, непонятный. Для массового распространения китайских решений на российском рынке подойдут другие решения, уже, заметим, апробированные — появление «российских производителей», наладивших поставку сертифицированных и локализованных товаров под своими брендами, как это уже сделано с планшетами и смартфонами (пример: Explay и другие).
Примеры есть и в области опций, но пока не столь известны и немногочисленны. Например, изящным решением для пользователя фаблета является гарнитура-«трубка», выполненная в форм-факторе привычного сотового телефона, но устанавливающая связь с гаджетом по Bluetooth-каналу и подхватывающая содержимое адресной книги основного устройства. С такой трубкой работать и привычно, и удобно — ее можно не только использовать как гарнитуру для разговора, также на ней можно набирать или выбирать номер, писать SMS и т.д. Но такое устройство на российском рынке пока одно — micrON-4 и поставляет его «Бизнес-бюро» под собственной торговой маркой bb-mobile. Если другие российские компании начнут двигаться в этом же направлении, то ко времени массового распространения фаблетов они могут успеть создать разветвленную сеть по торговле интересными опциями и неплохо заработать на продвижении продукции под своими брендами.
Вендоры пока не делают почти ничего, продолжая выпускать все новые и новые модели смартфонов, фаблетов и планшетов. Но есть и приятные исключения. Например, LG, продвигая свои планшеты, — G Pad модели хорошие, но, к сожалению, малоизвестные — компания не только акцентирует внимание покупателей на миграцию технологий в новые планшеты со смартфонов («таблетки» поддерживают Knock Code, «съемку с помощью жеста» и другие «фишки», известные, в частности, по LG G3), но и подчеркивает доступные возможности интеграции планшета с телефоном. На новых моделях планшетов предустанавливают программу QPair 2.0, которая позволяет перенаправлять входящие звонки и сообщения с телефона на планшет, то есть планшет начинает работать «гарнитурой» или, если хотите, «терминалом» для смартфона, что увеличивает удобство практического использования тандема из этих двух устройств. Возможно, что и другие вендоры начнут предлагать аналогичные решения, которые смогут принести пользу каналу, позволяя продвигать комплекты «плантшет + смартфон» или давая возможность реселлерам продавать «в нагрузку» второе устройство тому, кто пришел лишь за одним девайсом из этого комплекта.
В любом случае давление фаблетов на рынок планшетов сподвигнет вендоров предлагать простые, но интересные технические решения для «таблеток», на что каналу нужно быстро реагировать и «снимать сливки» с каждой новой ситуации, возникающей в этом динамичном сегменте.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE