Только что Apple и IBM объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого IBM будет продавать iPhone и iPad своим бизнес-заказчикам и разрабатывать облачные услуги, оптимизированные для iOS. Apple предоставит аппаратную поддержку по устройствам в рамках специализированной программы AppleCare для крупных клиентов.

Формировать корпоративный рынок для iPhone — это настоятельная необходимость для Apple; то же самое относится и к iPad, хотя в меньшей степени. Потребительский рынок для этих устройств составляют главным образом обеспеченные люди в развитых странах, и это теперь зрелый и высококонкурентный рынок смартфонов. В поиске дополнительных рынков Apple не может рассчитывать на формирующиеся экономики или на массовый сегмент в развитых странах, не предложив модели iPhone средней и низкой стоимости. До сих пор компания воздерживалась от этого шага, и он будет противоречить ее очень успешной продуктовой стратегии. Следовательно, для роста продаж iPhone в будущем компания будет всё больше полагаться на корпоративных заказчиков.

Apple уже предприняла активное продвижение в корпоративный сегмент, первоначально в сочетании с решениями для управления мобильными устройствами (MDM), чтобы сделать их достаточно защищенными и управляемыми для принятия корпоративными заказчиками. В последнее время модели iPhone стали более приемлемы для организаций благодаря функциям безопасности и администрирования, встроенным в платформу с выпуском iOS 7. Несомненно, движение в этом направлении продолжится в грядущих новых релизах продукта и платформы.

Но рынок администрирования мобильных устройств в корпоративной среде (mobile enterprise management, MEM) эволюционирует, так как ИТ-подразделения вступают в более зрелую фазу в своем подходе к этому. Вместо подходов, нацеленных на сами устройства, доминировавших до сего времени, организации переходят к стратегиям, всё более ориентированным на приложения. Главная причина та, что их отношение становится более зрелым, и организации всё больше стремятся использовать мобильные устройства для обретения конкурентного преимущества. Сами по себе устройства не являются источником устойчивого преимущества, поскольку те же самые устройства могут быть легко закуплены конкурентами. Подлинное преимущество проистекает из того, что делают организации со своими устройствами — то есть из приложений.

На этом, более зрелом этапе организациям нужно интегрировать мобильные устройства и приложения с существующими корпоративными приложениями, инфраструктурным ПО и базовыми системами. Это означает всё большую важность (как указывалось в исследовании IDC) компаний ИТ-услуг как предпочтительного источника поставки MEM-решений. Поэтому, чтобы сохранить свой существенный прогресс в продажах iPhone и iPad организациям, Apple будет полагаться на партнеров в канале, могущих взять на себя «тяжелую работу» (которая будет требоваться всё больше) в области разработки мобильных приложений, управления жизненным циклом и системной интеграции.

В лице IBM Apple выстроила отношения с одним из самых сильных таких партнеров. Помимо своей непоколебимой репутации корпоративного ИТ-бренда IBM привносит в это партнерство всё более зрелый набор возможностей в области корпоративной мобильности. Возможности IBM в разработке мобильных приложений зиждутся на Worklight, купленной в начале 2012 года, а более недавняя покупка Fibrelink привносит MEM в мобильный инструментарий, который IBM имеет в своем распоряжении. Сочетание мобильной компетенции IBM и крупных инвестиций в маркетинг, которые она делает в своей инициативе «Mobile First», даст Apple крепкую платформу, чтобы на ней строить и расширять свой корпоративный бизнес.

Что получает IBM из этой сделки? Самое главное — громадный пул конечных пользователей. Это всё более важный актив в продвижении в корпоративный сегмент — отчасти потому, что BYOD по сути передала часть полномочий выбора и закупки устройств в руки конечных пользователей. Но даже в организациях, которые противятся BYOD, IDC наблюдает, что ИТ-подразделения придают всё больший вес предпочтениям конечных пользователей в процессе выбора и закупки мобильных устройств. Тому есть две главные причины. Во-первых, если пользователям не нравятся мобильные устройства, которые выдал им работодатель, то у них есть множество способов это обойти. Во-вторых, внедрение и принятие мобильных систем с большей вероятностью будет иметь успех, если эти системы используют устройства и приложения, которые нравятся пользователям и с которыми они знакомы.

Сделка Apple-IBM может и сама оказать влияние на тенденцию BYOD. В Европе исследование IDC уже показывает, что интерес к BYOD, возможно, достиг плато. В нашем последнем исследовании Enterprise Mobility процент организаций, ответивших, что они не приняли BYOD и не намерены это делать, почти тот же самый, что и год назад (а именно, чуть выше 40%). Эта сделка Apple-IBM может еще больше ослабить будущий спрос на BYOD и в Европе, и повсюду. Один из главных двигателей интереса к BYOD тот, что конечные пользователи хотят использовать свои устройства iPhone и iPad для работы. Если работодатель дает вам iPhone и/или iPad — как результат совместной продажи Apple и IBM, — зачем тогда приносить свой собственный?

Вполне вероятно, что Apple будет искать партнерства и с другими игроками рынка ИТ-услуг, быть может, взглянет на кого-то из системных интеграторов, имеющих практику мобильных решений. Но в этом партнерстве с IBM Apple взяла очень сильный старт в эволюции своей стратегии выхода на рынок с учетом нынешней, более зрелой фазы принятия мобильных устройств корпоративным сегментом.

Источник: Джон Делейни, зам. вице-президента, Mobility, IDC