В СМИ появляется все больше сообщений о том, что интернет-компания Google готовит масштабные поглощения. Стоимость некоторых потенциальных сделок поражает. Кажется, из довольно скромной, но амбициозной компании, ведущей бизнес в Интернете и на рынке ПО, Google хочет превратиться в монстра с разветвленной бизнес-структурой.
В ближайшее время Google может купить [1] компанию Dropcam - разработчика камер слежения, которые умеют передавать «картинку» в режиме реального времени через Wi-Fi на компьютер или мобильное устройство. Сделку будет проходить «по линии» купленного недавно подразделения по производству «умных» домашних термостатов Nest. В настоящее время, по данным профильных онлайн-изданий, между сторонами продолжается переговорный процесс.
Dropcam была основана в 2009 году. Компания занимается производством Wi-Fi-камер наружного наблюдения. Каждая из них продается примерно за 150 долл. Недавно компания анонсировала функцию обнаружения людей, пытающихся попасть в помещение. Если кто-то подходит к дому, «умная» камера посылает пользователю соответствующее уведомление на смартфон или на электронную почту. Главный исполнительный директор компании Грег Даффи говорит, что ее доходы постоянно растут, а сам бизнес уже стал устойчивым и успешным.
Пока неясно, состоится ли сделка, но сам факт переговоров говорит о многом. Google, судя по всему, собирается вплотную заняться конструированием систем для «умных» домов. Ходят слухи, что на этот рынок собирается ворваться и Apple. Google, очевидно, пытается опередить конкурента.
Кроме того, интернет-гигант собирается приобрести [2] продвинутый картографический сервис Skybox Imaging. Специалисты этой компании известны тем, что способны разрабатывать революционные технологии для создания спутниковых карт высокого разрешения. Также стартап занимается созданием микроспутников, обеспечивающих в том числе высокодетализированную съемку земной поверхности на видео в формате HD. Сумма потенциальной сделки не называется, но источники говорят, что компромиссное предложение Google - 1 млрд. долл.
Аналитики считают, что Google нужен этот актив для того, чтобы вывести свой сервис Google Maps на новый качественный уровень. Необходимость в этом, кстати сказать, давно назрела, поскольку у Google появляется все больше опасных конкурентов. Чего стоит одна только «работа над ошибками», которая проводится специалистами Apple Maps.
Кроме того, у Google Maps имеются свои собственные проблемы: сервис недостаточно оперативно обновляется, а многие области до сих пор отображаются с низким разрешением. Часть снимков на сервисе и вовсе устарела на несколько лет. Возможно, дело в том, что интернет-гиганту просто не хватает квалифицированного персонала. Покупка Skybox Imaging - хороший способ его найти.
А еще Google ведет переговоры о покупке сервиса потокового видео Twitch. Цену можно считать уже «стандартной» для приобретений такого рода - 1 млрд. долл. Такая цена, по крайней мере, называется [3] неофициально. Twitch - второй по величине источник трафика от потокового видео в США после сервиса Netflix. В свое время этот стартап хотела приобрести Microsoft, но стороны, похоже, не сошлись в цене.
По данным аналитиков, Google, скорее всего, интегрирует (пока, правда, непонятно, каким образом) Twitch в свой видеосервис YouTube. Сейчас переговоры о слиянии находятся на ранней стадии. Сам YouTube, кстати, тоже предлагает своим пользователям добавлять прямые, потоковые видеотрансляции, но о каких-то серьезных успехах сервиса на этом поприще говорить не приходится.
Кроме того, эксперты говорят о том, что мощности дата-центров YouTube едва справляются с обработкой трафика, а потому Google нужны не только оригинальные идеи и популярные доменные имена, но и серьезные вычислительные мощности. У Twitch.tv они есть.
В общем, чтобы претендовать на право продать свою компанию Google, у продавца должен быть успешный бизнес с оригинальной идеей и мощная, поддерживающая его, инфраструктура. Не стоит забывать и о наличии большого числа клиентов.
По сделкам, связанным с приобретениями и поглощениями, Google сегодня является мировым лидером. За время своего существования компания приобрела более 140 различных компаний. В разное время она покупала и разработчиков ПО, и создателей рекламных сервисов, и даже разработчиков робототехники. Но в последнее время ее активность поражает всех: с начала года Google уже осуществила 12 поглощений. В прошлые годы активность тоже была немалой: по оценкам Bloomberg, в 2012-2013 гг. Google потратила на приобретение сторонних компаний 17 млрд. долл. По общей стоимости покупок компания опередила Apple, Microsoft, Facebook, Amazon и Yahoo! вместе взятых.
Аналитики говорят, что гигант борется, в первую очередь, не за технологии или раскрученные бренды, а за таланты. Находить их на «свободном рынке» проще и дешевле, чем перекупать у прямых конкурентов. «Ведется война за таланты. Кто в ней победит, тот станет настоящим лидером ИТ-индустрии в будущем», - резюмирует профессор Калифорнийского университета Джордж Гейз.
Схожей стратегии придерживается, кстати, и выходец из Google, гендиректор Yahoo! Марисса Мейер. С момента своего прихода в компанию в 2012 году она уже приобрела около 40 интересных стартапов. И только за первый квартал наняла еще около 300 разработчиков. Поговаривают, что с той же целью громкие покупки делала и Facebook.
1) https://www.theinformation.com/Google-Eyes-Home-Security-Dropcam
2) http://www.bloomberg.com/news/2014-05-23/google-said-to-hold-acquisition-talks-with-skybox-imaging.html
3) http://www.theverge.com/2014/5/18/5729762/twitch-youtube-acquisition-report
Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE