Недавние перетряски в руководстве SAP, гиганта в сфере ПО для предприятий, особенно сильно сказались на облачном бизнесе компании с уходом ряда сотрудников, занимавших на этом направлении важные посты.

Так, 4 мая уволился Вишал Сикка, технологический руководитель SAP, отвечавший за продукты и инновации и являвшийся главным разработчиком СУБД HANA с технологией in-memory. HANA оказалась для SAP чрезвычайно успешным продуктом и стала основной платформой, поддерживающей амбиции компании в секторе облачных вычислений.

Еще через несколько дней было объявлено об увольнении Шона Прайса, назначенного в январе главой облачного подразделения SAP, что также не способствовало стабилизации ситуации в ключевом бизнесе SAP на фоне конкуренции с компаниями вроде Salesforce.com, Oracle и Microsoft на крайне важной облачной арене.

Предшественником Прайса был Роберт Кальдерони, который пробыл на этом посту считанные месяцы, приняв бразды правления от Ларса Далгарда. Последний ранее возглавлял компанию SuccessFactors, разрабатывавшую ПО для онлайновых кадровых агентств и затем купленную SAP в 2012 г. примерно за 3,4 млрд. долл.

В правлении SAP Сикку заменили два других управленца: Роберт Энслин и Бернд Лейкерт. Замены Прайсу, по сообщениям, не планируется.

Текучесть в верхнем эшелоне компании вызывает у отраслевых наблюдателей вопросы о состоянии руководства SAP, особенно в облачной сфере.

«Когда компанию, как в этом случае, покидает сразу несколько членов руководства, это признак неких закулисных трений, — поделился с редакцией eWeek Чарльз Кинг, главный аналитик Pund-IT Research. — Кроме того, компания, вероятно, осмысливает (или переосмысливает) свои облачные перспективы и потенциальную потребность в новых подходах и свежих кадрах».

Несмотря на перемены в верхних эшелонах SAP продолжит продвигать свою облачную стратегию, которая уже больше года находится в фокусе внимания компании. И благодаря работе, которую проделали Сикка и другие, облачные планы SAP имеют солидную базу, считает Николас Браун, старший вице-президент компании по облачной стратегии и идеологии.

«Вишал, на мой взгляд, многое сделал, — рассказал Браун в интервью eWeek в Бостоне сразу после публичного сообщения об уходе Сикки, но до объявления об увольнении Прайса. — Он был крупным лидером. И мне его будет не хватать. ... Еще предстоит много работы, но это именно сама работа. Общее видение и стратегия уже имеются, во многом благодаря Вишалу».

В значительной мере эта стратегия нацелена на HANA, как облачную платформу компании. HANA вышла в свет в 2011 г., и сегодня ею пользуются больше 3200 организаций. Еще около тысячи заказчиков работают с продуктом SAP Business Suite, базирующимся на SAP HANA, и, как информирует SAP, около 1200 стартапов в разных странах мира сегодня создают для HANA приложения.

Руководство SAP видит в HANA фундаментальную платформу для своей деятельности по линии облаков. Сообщая в этом году о финансовых итогах первого квартала, CEO компании Билл Макдермот отметил, что SAP «значительно продвинулась к своей цели стать облачной компанией на базе SAP HANA благодаря быстрому росту этого направления и широкому освоению HANA в роли бизнес-платформы реального времени. Мы предлагаем в облаке полнофункциональный вариант Business Suite, и наши заказчики могут управлять всем своим рабочим персоналом, товарами и услугами через крупнейшую в мире бизнес-сеть в облаке SAP».

Эти усилия себя окупают. Как сообщили официальные представители SAP, по итогам первого квартала объем подписок на ее облако вырос на 60%, что обусловило прирост общего объема продаж компании на 3% (или на 5,11 млрд. долл.) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

По мнению Брауна, работающего в SAP с 2007 г. после службы в таких компаниях, как Oracle и Siebel Systems, эти финансовые цифры свидетельствуют о том, что облачное направление в SAP развивается по правильному пути. HANA является прочной опорой, позволяющей выстраивать другие решения, а перенос в облако таких программных средств для предприятий, как SuccessFactors или Workday, очень поможет пользователям, желающим перейти на новую модель использования ИТ.

Компания предлагает мощный и постоянно расширяющийся комплекс интегрированных возможностей, автоматизирует многие процессы и включает в облачные предложения интегрированную аналитику. При этом SAP берет на себя бремя поддержки используемого заказчиками программного кода, которая, по словам Брауна, может обходиться последним в суммы до 50 тыс. долл., избавляя тем самым заказчиков от этой проблемы.

В результате у пользователей есть прекрасные возможности для работы с ПО, сравнимые разве что с предложениями таких конкурентов, как Oracle или Salesforce.com.

В перспективе одной из задач облачного подразделения SAP является концентрация на конкретных отраслях с тем, чтобы облачные предложения обладали специализированным функционалом для любого сегмента рынка, сказал Браун.

Переход к облакам для SAP не был легок, так как компания подобно Microsoft и Oracle добилась успеха на лицензировании корпоративного ПО для развертывания на системах заказчика. Руководство SAP поставило облачные вычисления в центр внимания компании, и итоги первого квартала, по словам Брауна, показывают, что взаимодействие с клиентами по этому направлению расширяется.

«Перемены с усилением фокуса на облака дались нам не без труда, — отметил Браун. — Как и многие другие компании, мы привыкли заключать крупные лицензионные контракты. Но времена меняются. Переход к облачной парадигме — трудная и тяжелая задача для поставщика корпоративного ПО. Поэтому нам пришлось потрудиться».

Изменения уже налицо. Например, в этом году квоты торговых агентов компании по облачному направлению превышают их квоты по линии ПО, инсталлируемого у заказчика. Браун убежден, что SAP сможет наращивать свой облачный бизнес аналогично происходившему последние годы успешному расширению ее мобильных возможностей. До своего перевода в марте этого года в облачный бизнес Браун больше трех лет помогал направлять мобильную стратегию SAP.

Комбинация мощных усилий по линии мобильных и облачных вычислений поможет компании не только укрепить ее нынешнюю пользовательскую базу, но и открыть новые рынки. Например, компания видит хорошие перспективы для себя в секторе спортивных мероприятий, который до сих пор, говорит Браун, «не являлся рынком SAP».

Необходимость в работе SAP по развитию облачного направления обусловлена и тем, что им продолжают активно заниматься Microsoft и Oracle, а Salesforce.com здесь ведет инновационные разработки. Так, Oracle в последние недели расширила свои облачные сервисы и, в частности, предоставила клиентам возможность менять локально установленное ПО на облачные приложения и опробовать бета-версию Solaris 11.2, включающую полный облачный дистрибутив OpenStack.

Аналитик Pund-IT Кинг считает, что хотя недавние перетряски в администрации SAP могут вызывать обеспокоенность, в них не следует видеть серьезный откат в облачной деятельности SAP.

«Людям надо понять, что облачная игра по сути только начинается», — сказал Кинг.

В отношении конкурентов SAP тоже не стоит думать, что они уже полностью отшлифовали свои облачные стратегии. Если взять, к примеру, облачную стратегию Oracle, то, «похоже, в ней много нестыковок. ... Они вроде бы пытаются выработать облачную стратегию, не подрывающую их традиционный софтверный бизнес, однако тут кроется противоречие. Если сам облачный рынок разрушает привычные уклады, можно ли для него выработать неразрушительную стратегию?»

Для SAP крайне важно сформировать более ясный и привлекательный образ HANA в роли облачной платформы. Появившись на свет, говорит Кинг, HANA изначально решала задачу обеспечения высокой производительности в работе с данными на основе технологии СУБД с загрузкой всех данных в ОЗУ, и ее поддерживал ряд сильных партнеров, включая IBM, Dell и Hewlett-Packard. Теперь SAP поставила цель распространить возможности HANA на облачные сервисы, но «эту историю еще предстоит рассказать».

SAP, продолжающей продвигать свои облачные инициативы, будет важно сделать эту историю достоянием гласности, подытожил Кинг.