PCWeek/UE беседует с Александром Савушкиным, управляющим директором «Лаборатории Касперского» в Украине, Молдове, Беларуси, Румынии и Болгарии, компании, традиционно предложившей в 2013 г. целый ряд новых решений для потребительского и корпоративного сектора.

PCWeek/UE: Каким был уходящий год для индустрии информационной безопасности? Какие главные тренды вы можете обозначить?

Меняется структура всего IT-рынка: появляются новые технологии, новые подходы, основная задача которых это эффективное использование ресурсов, вычислительных мощностей, сокращение издержек предприятия за счет новых технологий. Все это порождает изменение угроз, и, соответственно, средств защиты и безопасности.

Сегодня сегмент рынка трансформируется от простых антивирусных решений до комплексных решений класса endpoint security, этот рынок еще только начинает свое становление и поэтому в будущем будет развиваться наиболее активно.

Востребованными направлениями будут решения для защиты виртуальных сред, решения связанные с защитой и управлением мобильными устройствами.

Если говорить о пользователях, то у них увеличивается количество устройств. Сегодня на одно домохозяйство в Украине приходится в среднем 3,4 устройства. При этом люди все больше времени проводят онлайн, а также тратят деньги в Интернете. По данным специального исследования, проведенного исследовательским агентством B2B International совместно с «Лабораторией Касперского», сегодня 98% интернет-пользователей регулярно совершают всевозможные финансовые операции в Сети, будь то покупка товаров, банковский перевод, пополнение электронного кошелька и т.д. Кибермошенники используют это. Все больше пользователей сталкиваются с результатами злонамеренных действий. И обращаются к средствам защиты от киберугроз.

PCWeek/UE: Какие новые угрозы появились, какие наоборот стали менее актуальны в сравнении с прошлым 2012-м годом?

Как мы и прогнозировали, в 2013 году мы наблюдали за активным развитием кибершпионажа, хоть и не стоит забывать о том, что зачастую такие кампании берут свое начало гораздо раньше, чем о них узнают, анализируют и пишут отчеты. Самыми громкими стали кампании RedOctober и NetTraveler. Так, Red October нанес ущерб сотням жертв по всему миру, в том числе дипломатическим организациям и правительственным учреждениям, исследовательским институтам, компаниям, занимающимся энергетикой, в том числе ядерной, а также торговым организациям и организациям авиакосмической промышленности.

Помимо этого, злоумышленники продолжили разрабатывать новые приемы атак, однако эксплойты нулевого дня — неизвестные ранее угрозы — остаются самым популярным приемом среди серьезных киберпреступников. Также хотелось бы отметить, что в 2013 году на сцене появились кибернаемники — компактные группы, специализирующиеся на проведении «молниеносных» целенаправленных атак на заказ.

Также популярными остаются DDoS атаки, которые могут являться формой политического или социального протеста, или же способом запятнать репутацию компании, на которую нацелена атака.

И наконец, серьезной проблемой, не имеющей простого решения, остается мобильное вредоносное ПО. Стремительный рост количества вредоносного ПО для мобильных платформ, который начался в 2011-м, продолжился и в этом году. На сегодняшний день существует свыше 148 тысяч модификаций мобильных вредоносных программ, образующих 777 семейств. Как и в прошлые годы, подавляющее большинство из них — 98,05% всех обнаруженных вредоносных программ — нацелены на устройства на базе Android.

PCWeek/UE: Как прошел 2013 год для «Лаборатории Касперского» в мире и в Украине? Какие продукты пользовались наибольшим спросом?

Нашим постоянным лидером в потребительском секторе был и остается Kaspersky Internet Security. Недавно мы запустили продукт Kaspersky Internet Security для всех устройств 2014, который защищает ПК и ноутбуки на базе ОС Windows, смартфоны и планшеты на платформе Android, а также компьютеры Mac. Это комплексное решение позволяет защитить любую комбинацию устройств при помощи единого кода активации, а также дает возможность приобретать разные типы лицензий в зависимости от числа устройств у пользователя. Учитывая, что количество устройств с доступом в Интернет и возможностью хранить большие объемы информации среди пользователей растет, данное решение призвано максимально обезопасить каждое из них.

Что же касается корпоративного сектора, то тут стоит отметить Kaspersky Security для бизнеса — комплексное решение класса Endpoint Security, которое упоминалось ранее. Помимо этого недавно мы выпустили новую версию Kaspersky Small Office Security, специально разработанного для компаний с числом компьютеров до 25. Это решения с легким управлением через единую консоль обеспечивает сохранность бизнес-данных на различных устройствах, а также эффективную защиту от всех типов интернет-угроз и вредоносного ПО.

PCWeek/UE: В каком соотношении сегодня продаются коробочные продукты и электронные лицензии? Какие каналы продаж используются более всего?

Как мы уже говорили, пользователи все большими темпами осваивают онлайн-покупки, что коснулось и наших продаж. Если еще два года назад большинство наших решений приобретались в магазинах, то сейчас значительно увеличилось число покупок в Интернете.
 
Наши корпоративные решения мы традиционно внедряем при помощи наших партнеров.

PCWeek/UE: Как известно, Украина занимает ведущее место в списке пиратских стран (по объемам пиратской продукции). Наверняка это затронуло и интересы «Лаборатории». Пробуете ли вы как-то бороться с этим? Насколько велики потери компании от деятельности пиратов, с вашей точки зрения?

Мы практически не занимаемся борьбой с пиратством, это неэффективная трата времени и ресурсов, мы блокируем ключи и коды самых распространенных пиратских копий.

PCWeek/UE: Опишите маркетинговые технологии для продвижения продуктов «ЛК» в регионе БУМ (Беларусь, Украина, Молдова). Какие из них работают лучше всего?

Продукция «Лаборатории Касперского» распространяется через партнерскую сеть. Именно поэтому для нас очень важными являются дружественные взаимоотношения с нашими партнерами, а также их обучение и развитие.

Одним из инструментов обучения является Партнерская Академия — это масштабный проект «Лаборатории Касперского», который был запущен в 2011 году. В рамках проекта ежегодно проводятся маркетинговые и технические тренинги, а также тренинги по продажам. Целью проекта является повышение компетентности и квалификации партнеров, распространение знаний о решениях компании, а также повышение лояльности. В результате партнеры не просто получают знания о продуктах компании, но и приобретают навыки, которые можно сразу начать применять на практике. По результатам обучения партнеры получают статус сертифицированного специалиста «Лаборатории Касперского». Обучение проводят эксперты компании из Украины и России, а также привлекаются внешние специалисты и профессиональные тренера из различных сфер.