Цифровой мир неумолимо вырастает вокруг нас, и цифровая трансформация (digitalization) будет менять ИТ-рынок, прежде всего через Интернет вещей (Internet of Things), утверждает Gartner.

Хотя в EMEA, по прогнозу фирмы, до 2017 года рост ИТ-расходов предполагается в среднем лишь на 2,2% ежегодно, Интернет вещей (предметы, люди, объекты и системы) будет создавать новые рынки и новую экономику.

Аналитики представили картину будущего цифрового мира на конференции Gartner Symposium/ITxpo 2013, собравшей более 4800 ИТ-директоров и руководителей ИТ, которая проходила с 10 по 14 ноября в Барселоне.

«Традиционный ИТ-рынок в обозримом будущем не станет расти быстрее. Основной рост будут генерировать новые, нарождающиеся сегменты ИТ, - заявил Питер Зондергард, старший вице-президент и директор по исследованиям Gartner во всем мире. - В 2015 году совокупный оборот ИКТ-рынка достигнет примерно 4 трлн. долл., но дополнительный доход, создаваемый поставщиками Интернета вещей, к 2020 году должен достичь, согласно прогнозу, 309 млрд. долл. ежегодно. Половина этого будет создаваться новыми стартапами, и 80% принесут услуги, а не продукты. Интернет вещей это стратегически важный рынок. Он будет расти всё быстрее, принося доход, делать затраты более эффективными».

В 2009 году было 2,5 млрд. подключенных к Интернету устройств; главным образом - мобильные телефоны, ПК и планшеты. В 2020 году будет свыше 30 млрд. различных подключенных устройств.

«Интернет вещей будет создавать всё большую экономическую ценность для всех организаций и для мировой экономики», - сказал Зондергард. По прогнозу Gartner, в 2020 году общая добавленная экономическая стоимость Интернета вещей составит 1,9 трлн. долл., будучи распределена по целому ряду отраслей. Лидирующими вертикалями станут промышленное производство (15%), здравоохранение (15%) и страхование (11%).

Производственный сектор выиграет от выпуска миллиардов устройств и оптимального расходования материалов и компонентов, ведущего к большей эффективности затрат. В сфере здравоохранения это могут быть тапочки со встроенным чипом и другие носимые устройства для пожилых людей, содержащие датчики, способные сообщить о состоянии здоровья или падении. Если что-то не так, устройство сообщит об этом врачу по электронной почте или SMS - быть может, даже предотвратив падение или транспортировку в пункт неотложной помощи, которая стоит немало. Еще один пример - установка датчиков в автомобиль, которые автоматически определят размер страхового взноса в тех случаях, когда он привязан к профилю рисков данного водителя.

«Интернет вещей открывает дорогу решениям, которые оптимизированы для конкретного заказчика, и возможность внедрения новаторских бизнес-моделей. Это позволит компаниям перейти от общей для всех цены к более индивидуализированным решениям, от чего выиграют и сами компании, и заказчики», - сказал Зондергард.

«Интернет всего» (Internet of Everything) и Сплетение сил (Nexus of Forces) - две концепции, в которых соединяются воедино мир физических объектов и виртуальный, будут подталкивать организации и их ИТ-директоров к переходу в цифровое будущее. «Независимо от то, что предлагает сегодня та или иная коммерческая организация или фирма обслуживания, цифровая трансформация меняет это, становясь всепроникающей силой внутри организаций», - говорит Зондергард.

Интернет всего вызовет перестройку целых отраслей на трех уровнях: бизнес-процессов, бизнес-моделей и бизнес-моментов. «На первом уровне, цифровая технология делает лучше наши товары, услуги, наше взаимодействие с заказчиками и подразделениями - всю нашу работу внутри организации и с партнерами, - говорит Хун Лэ Хон (Hung Le Hong), вице-президент исследования Gartner. - Мы делаем то же, что обычно, но цифровая технология позволяет нам делать это лучше или создать лучшие продукты в отрасли».

По мере того как компании переводят продукты и процессы на цифровые рельсы, в отраслях появляются совершенно новые способы ведения бизнеса. Аналитики Gartner ожидают больше перемен по мере того, как цифровая трансформация перестраивает отрасли на уровне бизнес-модели. Лэ Хон привел пример Nike, которая находится на переднем крае в здравоохранении со своей спортивной одеждой и тренажерами, подключенными к Интернету, а также Google с ее вкладом в создание самоуправляемых автомобилей.

Третий уровень цифровой трансформации создается необходимостью конкурировать в условиях беспрецедентной скорости и гибкости бизнеса. Gartner называет это «бизнес-моментами» (business moment). Лэ Хон привел пример крупных гостиничных сетей «Старвуд», «Хилтон» и «Хайатт», которым пришлось конкурировать с первой волной бизнес-моделей эпохи И-коммерции - онлайн-игроками, подобными Hotels.com. Созданная этими компаниями новая, цифровая бизнес-модель заставляет крупные сети отелей конкурировать с растущим предложением - не только номеров в других отелях, но и частных апартаментов в собственных домах их клиентов.

«Источник и состав предложения мест для проживания меняются буквально каждый день, создавая конкуренцию на уровне бизнес-моментов, - говорит Лэ Хон. - Бизнес-момент может взяться ниоткуда, и всё же их становится всё больше повсюду».

Интернет вещей создаст десятки миллионов новых объектов и датчиков, и все они будут генерировать данные в реальном времени. «Данные - это деньги, - заявил Ник Джонс, вице-президент исследования и ведущий аналитик Gartner. - Организациям будут нужны "большие данные" и технологии их хранения, чтобы собирать, анализировать и хранить сам объем этой информации. Но чтобы превратить эти данные в деньги, руководителям бизнеса и ИТ-подразделений нужно принимать решения. У них не будет ни времени, ни возможности принимать все решения самим, поэтому им потребуется вычислительная мощность. Компьютеры способны принимать сложные решения на основе данных и знаний и могут сообщать эти решения на человеческом языке. Чтобы поспевать за темпом цифрового мира, вам придется позволить им это делать».

По сравнению с тем, как жили организации год или два назад, большинство ИТ-директоров достигли значительного прогресса в переходе к цифровой трансформации, и всё же почти половина из них говорят, что не готовы встретить новый, цифровой мир.

«Сегодня, когда цифровые технологии встроены во всё, что мы делаем, каждой организации нужна своя собственная, индивидуальная цифровая стратегия, - заявил Дейв Эрон, вице-президент исследования Gartner. - Цифровой мир - это новая реальность, которая требует всестороннего направляющего руководства».

Организациям нужно руководство в цифровой трансформации, которое будет способно осознать огромные возможности в перестройке бизнес-моделей, руководство, которое способно предоставить свободу и гибкость, чтобы ухватить бизнес-моменты, выйти за рамки самой компании, чтобы формировать и направлять экосистему. «Так же, как со стратегией, руководство цифровой трансформацией не идет по шаблону, - говорит Эрон. - ИТ-директора должны изучать, приспосабливать и охватывать новые цифровые реалии. Они должны стать бесстрашными лидерами цифрового мира».