По итогам I квартала текущего финансового года (III квартал календарного 2013 г.) доход корпорации Microsoft составил 18,3 млрд. долл., а чистая прибыль — 5,2 млрд. долл., что выше аналогичных данных годичной давности соответственно на 16 и 17,5%. При этом в объеме дохода зачтены предварительные продажи Windows 8,1 в размере 113 млн. долл. (физически поставки начались только в октябре). Показатели очень хороши как по объемам, так и по темпам роста (нужно сказать, что такой же период времени прошлого года отличался не очень высоким уровнем дохода – был обычный спад продаж настольных ОС перед выпуском новой версии).

Однако повышенный интерес к нынешнему квартальному отчету заключается в том, что Microsoft впервые представила свои финансовые сведения по новой схеме, введенной в действия с этого финансового года.

Как известно, в июле, сразу после завершения очередного финансового года (30.06.13), CEO Microsoft Стив Балмер объявил о структурной реформе корпорации, которую наблюдатели поначалу окрестили, как “самую радикальную за всю историю корпорации”, хотя при ближайшем рассмотрении оказалось, что изменения носят совсем не масштабный характер, хотя и сопровождались появлением новых названий подразделений.

Однако в середине сентября Microsoft опубликовала еще один официальный документ, в котором сообщила о совсем иной структуре отчетности, которая будет действовать с наступившего финансового года. В этой схеме выделяются две главные группы доходов по принципу разделения на потребительское и корпоративное направления (т. е. для частных лиц и для организаций), а не продуктовому, как это было ранее . Так, настольные Windows или офисный пакет присутствуют в обеих группах, попадание в конкретную категорию зависит от конкретной комплектации и канала поставки.

Первая группа называется Devices and Consumer (“устройства и потребители”) и в свою очередь включает три сегмента:

D&C Licensing (программные лицензии): Windows, включая коробочные и OEM-версии, а также различное сопутствующее ПО (Consumer Windows), аналогичные варианты Microsoft Office для потребителей (Consumer Office), а также Windows Phone и различные доходы от лицензирования патентов;
D&C Hardware (аппаратные средства), в том числе игровые Xbox 360, различные домашние консоли, поставки видеоигр от третьих фирм, подписки на Xbox LIVE (Xbox Platform), а также устройства Surface и различные аксессуары для ПК;
D&C Other (прочее), в основном состоящее из перепродажи продуктов других поставщиков (транзакции через Windows Store, Xbox LIVE и Windows Phone Marketplace), доходов от поисковой и игровой рекламы, а также доходов от подписок на продукты и сервисы для частных лиц (в том числе Office 365 Home Premium, различные пакеты Studio).

Категория продуктов и сервисов для организаций называется Commercial (“коммерческая”) и включает два сегмента:

Commercial Licensing (лицензии) включает серверные продукты, в том числе Windows Server, Microsoft SQL Server, Visual Studio, System Center и Windows Embedded, корпоративные поставки настольных Windows, Microsoft Office для бизнеса (Commercial Office, в том числе Exchange, SharePoint и Lync), а также деловые решения Microsoft Dynamics (за исключением Dynamics CRM Online и Skype);
Commercial Other (другое): сервисы группы Enterprise Services (включая техническую поддержку продуктов уровня Premier), Microsoft Consulting Services; Online Services, подписку на Office 365 (за исключением Office 365 Home Premium) и на другие онлайновые предложения Microsoft Office, Dynamics CRM Online; Windows Azure, а также ряд других коммерческих продуктов и онлайновых сервисов.

Именно такой структуре отчетности соответствуют данные, представленные в опубликованном сейчас квартальном отчете (см. таблицу). В целом новая система существенно повышает прозрачность бизнеса Microsoft, в частности впервые тут четко выделено сервисное направление, которому компания уделяет повышенное внимание в плане общей стратегии своего развития. Правда, тут нужно сказать, что в опубликованном отчете в довольно завуалированном виде представлена информации о прибыльности отдельных подразделений (вместо обычных показателей операционной прибыли приведены сведения по валовой прибыли).

Тем не менее из отчета хорошо видно, что сейчас более 60% доходов Microsoft связано с корпоративным рынком. Потребительская доля велика, но все же она имеет тенденцию к уменьшению. Весьма примечательный момент – снижение дохода от потребительского ПО, притом что как раз в прошедшем году были выпущены новые версии ключевых продуктов (Windows и Office). При этом рост продаж аппаратных средств трудно оценить без наличия информации о доходности этого направления.

Согласно опубликованным данным, доходы от поставок OEM-версий сократились на 7%, притом что продажи Windows Pro растут уже второй квартал подряд. Объем поставок устройств вырос до 400 млн. долл., идет увеличение продаж и в штучном измерении. Доходы от поисковой рекламы выросли на 47%. SQL Server, а также серверные офисные продукты показывают двузначные темпа роста, а продажи SQL Server Premium увеличились более чем на 30%. Доходы от облачных коммерческих сервисов выросли на 103%.

Структура доходов и расходов корпорации Microsoft по новой системе отчетности, млн. долл.

Направления III кв. 2013 календарного года III кв. 2012 календарного года
Devices & Consumer Licensing 4343 4678
Devices & Consumer Hardware 1485 1084
Devices & Consumer Other 1635 1400
Commercial Licensing 9594 8945
Commercial Other 1603 1248
Общекорпоративные расходы (131) (1347)
Общие доходы (итого) 18 529 16 008