Такое впечатление, что Nokia неуклонно идет по дороге, на которой несколько лет назад завершила свой жизненный путь компания Sun Microsystems.

 На прошлой неделе тема «приобретения» финского мобильного гиганта опять была поднята сразу двумя сообщениями о «намерениях». Сначала об этом заявил высокопоставленный представитель китайского производителя Huawei, правда, уже спустя несколько часов еще более высокопоставленный менеджер этой же компании дезавуировал информацию. 

А днем спустя в зарубежных СМИ (в частности, в Wall Street Journal) появилась информация о переговорах между Nokia с Microsoft и о возможности приобретения последней бизнеса мобильных устройств финской компании, которое, впрочем, никак не было подтверждено, но и не опровергнуто сторонами.

Интерес к судьбе Nokia вызван, конечно, не только соображениями «светско-скандального» характера из разряда «кто с кем развелся» или «на кого завела очередное дело Генпрокуратора».  В профессиональной ИТ- и деловой среде этот интерес во многом объясняется желанием понять логику развития современного мира высоких технологий для того, чтобы предвидеть изменение ситуации в этой важной части мировой экономики. Но для построения прогноза нужно разобраться в том, как компания, в течение 11 лет (с 2000 г. по 2011 г.) лидировавшая в одном из передовых направлений информационно-коммуникационной сферы, вдруг оказалась у черты финансовой пропасти? Может ли нечто подобное случиться и с другими «гигантами», что положение сегодня выглядит как гранитная твердыня?

От обработки древесины к мобильным технологиям

Тема положения дел в Nokia имеет много аспектов. Один из главных – национально-географический. Да, конечно, Nokia – это одна из звезд ИКТ-рынка 1990-х, что роднит ее с той же Sun. Но все же таких ярких игроков за последние 20 лет можно насчитать немало. Уникальность Nokia заключается в том, что в таком созвездии это чуть ли не единственный представитель Старого Света, причем из озерно-лесной «глуши»… Разумеется, есть еще пример ее шведского соседа Ericsson, который, благоразумно покинув сложный рынок мобильных телефонов еще в начале прошлого десятилетия, остается одним из ведущих мировых производителей беспроводного коммуникационного оборудования.

Говоря об истории ИТ-рынка, мы часто упоминаем IBM как пример нестареющего ветерана-основателя и чуть ли не рекордсмена-долгожителя, не так давно вступившего во второй век своей деятельности (основана в 1911 году). Но на самом деле тут есть игроки и постарше – те же, например, Nokia (1865) и Ericsson (1876). Правда, если шведская фирма изначально занималась именно телеком-оборудованием (мастерская по ремонту телеграфной техники), то первая стартовала с традиционного «финского» бизнеса – производства бумаги. Но на самом деле ее пример показателен к контексте актуальной сегодня темы – трансформации бизнеса в условиях происходящей на наших глазах информационно-коммуникационной технологической революции.

Так вот проблема развития бумажного производства заставила руководство Nokia уже в конце 19-го века заняться вопросами выработки и доставки электроэнергии, в результате чего с 1902 г. именно электроэнергетика стала основным направлением работы компании. Потом, в том числе в результате слияний Nokia стала многопрофильным холдингом (резиновые изделия, кабели и электроника, переработка древесины, выработка электроэнергии), а в 1960-м у нее появляется подразделении электроники. Спад мировой экономики в конце 1980-х поверг Nokia в кризисное состояние, из которого она вышла путем реструктуризации бизнеса, отказа от большинства видов деятельности (например, производитель шин Nokian Renkaat стал самостоятельной компанией, не имеющей отношения к Nokia), фокусировки на новых технологиях ( в частности, на развитии телеком-подразделения). В 1992 г. было принято стратегическое решение о начале широкой мировой экспансии с выходом на рынок США, и в 1998 г. Nokia стала самым крупным производителем мобильных телефонов в мире, с 1996г. по 2001 г. ее годовой доход вырос с 6,5 млрд. до 31 млрд. евро. Эти славные «этапы большого пути» наглядно показывают умение компании адаптироваться к меняющимся технико-экономическим условиям.

Взлет и спад

Рост доходов продолжался и в нынешнем столетии и достиг своего пика в 2007 г., когда объем продаж компании превысил 51 млрд. евро при довольно впечатляющем показателе рентабельности (операционная прибыль составила почти 8 млрд. евро), после чего начался спад, а в 2011 г. - убытки.

Тут нужно отметить, что по структуре бизнеса Nokia состоит из двух основных направлений. Первое, самое большое по объемы, по которому компания в основном и известна на рынке – Devices & Services, объединившее в 2007 г. два существовавших ранее подразделения – производство мобильных телефонов и выпуск разного рода более интеллектуальных устройств (смартфоны, планшеты и пр.). Второе – изготовление коммуникационного оборудования, эта структура также достигла своего пика как раз в 2007 г., в том числе за счет ряда внешних приобретений. Тогда же появилось небольшое по объему третье направление (сейчас оно называется HERE, «здесь»), связанное с продажей разного рода сервисов для мобильных пользователей, например, географических карт и других сопутствующих услуг

Как видно из отчетных данных Nokia, телекоммуникационное подразделение все последние годы поддерживало примерно один уровень продаж (13-14 млрд. евро), но важно отметить, что в плане прибыльности оно не отличалось стабильностью и почти все это время показывало убыточные результаты. То есть получается, что оно жило за счет прибыли от продаж мобильных устройств и поддерживалось компанией, скорее всего, в надежде на какие-то стратегические перспективы.

А вот показатели основного бизнеса Nokia («устройства и сервисы») с 2008 г. начали снижаться, причем в 2011-2012 гг. – ускоренными темпами, тогда и рентабельность стала отрицательной. Вот тут, собственно, и хотелось бы вернуться к вопросу: что же будет дальше с финским мобильным гигантом. Но для этого надо понять, что же является причиной проблем последних лет. Разумеется, точного ответа не может дать никто, но попытки сделать это могут быть полезными для понимания перспектив развития ситуации.

Почему так получилось?

В качестве наиболее вероятной причины произошедшего, наверное, можно считать выход как раз в 2007 г. iPhone компании Apple. Это событие, с одной стороны, обозначило резкое смещение рынка от «просто мобильных телефонов» в сторону многофункциональных смартфонов, а, с другой, стало важным катализатором ускорения этого процесса. Судя по всему, Nokia оказалась не готова к такому стремительному изменению ситуации. Но тут, естественно, возникает следующий вопрос: почему же компания, ранее демонстрирующая завидное понимание рынка, не смогла быстро адаптироваться к новым условиям?

Первый вариант ответа: это был серьезный «зевок» со стороны ее руководства, или «проспавшего», или недооценившего новую рыночную тенденцию. Возможно, это так, но более реальным кажется другое объяснение: финская компания в силу технологических причин и выбранной ранее стратегии была не готова к глобальному партнерству с Microsoft. И тут нужно отметить один очень важный момент в развитии мирового мобильного рынка – резко возросшая роль софтверной составляющей, которая, кажется, и подвела «финнов».

Вспомним, что программной основой устройств Nokia многие годы была операционная система Symbian, которую в 1998 г. начал развивать одноименный консорциум поставщиков мобильной техники, но все же довольно быстро фактически перешедшей в полное ведение Nokia. Поначалу эта ОС выглядела очень привлекательно и давала производителю важные конкурентные преимущества, не только избавляя от лицензионных платежей, но и, что, наверное, важнее, позволяя создавать удобный (по тем временам) интерфейс с расширенным функционалом, причем именно для не очень мощной аппаратной платформы.

Тут еще важно напомнить, что в начале века одним из главных конкурентов Symbian выступала Windows CE с реализациями прикладных ОС на ее основе (Windows Mobile), причем эта система изначально была ориентирована на применение в достаточно мощных и функциональных смартфонах. Так или иначе, но Microsoft, впрямую не работавшая на рынке устройств, оказалась одним из главных соперников Nokia.

Однако уже к 2004 г. ситуация стала меняться: рынок сотовых телефонов стремительно смещался в сторону смартфонов и мобильных средств и с традиционного частно-потребительского рынка в корпоративную сферу. Понимая это, Nokia начала прикладывать серьезные усилия для движения в направлении Enterprise, но столкнулась с рядом очевидных проблем (все же корпоративные решения и проекты отличаются от бытовой техники и методов ее продаж), в том числе с необходимостью интеграции с системами Microsoft. Так или иначе, но как раз в этот момент обозначился поворот Nokia к сотрудничеству с Редмондом, начавшийся с решения частных интеграционных задач, и вскоре завершившийся стратегическим партнерством с почти полной ориентацией на программную платформу Microsoft.

Все бы хорошо, но только Microsoft и сама «проспала» очередной виток развития мобильной революции и оказалась, в том числе и в чисто технологическом плане, не готовой к гонке за быстро ушедшей в отрыв парой Apple/IOS и Google/Android.

Что же дальше?

Обсуждение кризисных проблем Nokia в середине 2012 г. проходило под знаком выпуска Windows Phone 8, которая должна была сыграть роль «чудо-оружия», реализованного в новых моделях Lumia и способного коренным образом ситуацию. Однако это оружие решительного перелома в конкурентную войну не внесло, хотя и несколько выправило положение дел: спад продаж замедлился, но самое главное - Nokia смогла выйти, хотя и на небольшую, но все же прибыльность. Впрочем, можно ли это рассматривать как вариант роста компании и залог ее успешной конкуренции на мобильном рынке? Можно сформулировать вопрос и в более общем виде: есть ли вообще исторические перспективы у европейских и американских производителей в борьбе с компаниями из Восточной Азии? Конечно, тут можно вспомнить об Apple, но вполне вероятно, это как раз исключение, которое подтверждает общее правило…

Так или иначе, но в появившемся (и потом отозванном) заявлении Huawei самым примечательным моментом можно считать обязательное требование (в случае покупки Nokia) отказа от использования Windows Phone. Что же касается якобы имевших место переговоров между Microsoft и Nokia, то вполне возможно, эта информация была лишь специально организованной утечкой для того, чтобы «взбодрить» рынок, в том числе и подогреть активность других потенциальных покупателей.

Если же говорить о возможной сделке с Microsoft, то ее последствия аналитики рынка оценивают по-разному. Одни говорят, что она могла бы усилить позиции Редмонда в борьбе с Apple, другие считают, что такой шаг мог бы закончиться крахом не только мобильного направления компании (которое уже много лет является убыточным без видимых перспектив), но и поставить под удар весь бизнес корпорации в целом.

Наверное, будущее Nokia прояснится до конца текущего года: либо компания все же сможет переломить ситуацию и сохранить самостоятельность, либо ей все же придется расстаться с направлением мобильных устройств. Во втором случае сделка именно с «восточным» покупателем представляется, конечно, более вероятной, чем с Microsoft. В таком случае Nokia с задержкой в более чем десять лет выберет вариант развития своего шведского соседа (Ericsson), сконцентрировавшегося на более пригодном для Европы коммуникационном оборудовании. Правда, для этого Nokia придется обеспечить устойчивую рентабельность этого бизнеса.