Согласно исследованию компании Gartner, мировой рынок ПО управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) за 2012 г. вырос на 12.5% и составил 18 млрд долл. Лидером оказалась компания Salesforce.com.

За прошедший год новый лидер обошел по продажам компанию SAP, которая раньше возглавляла список топ-5 вендоров на данном рынке. В компании Gartner отмечают, что на мировом рынке CRM в 2012 г. рост был втрое выше, чем в среднем по всему рынку ПО для предприятий.

Рост за прошедший год в большой степени был обусловлен значительным спросом на ПО как сервис (SaaS), на которое в 2012 г. пришлось 40% всего оборота ПО класса CRM. Предприятия и организации всех размеров ощутили, что это более простой способ применения CRM-средств в случае необходимости замены устаревшего ПО или потребности ПО с дополнительной функциональностью.

На топ-5 вендоров рынка CRM в 2012 г. пришлось около 50% всех продаж. Salesforce.com со своей тактикой прямых продаж обошла SAP и стала крупнейшим вендором на рынке CRM (см. таблицу). Кстати, из таблицы видно, что у SAP наихудшая динамика из всей первой пятерки вендоров. Хотя компания SAP в 2012 г. потеряла звание мирового лидера CRM, в Европе она осталась крупнейшим вендором данного рынка в денежном выражении.

Структура мирового рынка CRM в 2012 г. (в млн долл.)

Компания Оборот в 2012 г. Доля рынка в 2012 г. Оборот в 2011 г. Динамика 2011-2012 гг., (%)
salesforce.com 2,525.6 14.0 2,004.6 26.0
SAP 2,327.1 12.9 2,325.1 0.1
Oracle 2,015.2 11.1 1,870.0 7.8
Microsoft 1,135.3 6.3 900.9 26.0
IBM 649.1 3.6 465.6 39.4
Прочие 9,437.7 52.1 8,513.7 10.7
Всего 18,090.0 100.0 16,079.9 12.5

Источник: Gartner, апрель 2013 г.

Крупнейшими региональными рынками для CRM-продуктов остаются Сев. Америка и Западной Европа, на них в прошедшем году пришлось более 80% всех продаж, при этом рост в той или иной степени продемонстрировали все регионы.

В 2012 г. вендоры продолжили расширять предложения с новыми возможностями и функционалом, часто прибегая для этого к покупке других фирм. Всего с 2009 по 2012 г. включительно отмечено более 50 подобных приобретений, что, в свою очередь, усилило конкуренцию между компаниями первого эшелона.