В начале 2000-х, задолго до iPhone, iPad, Macbook и iTunes, акции Apple можно было купить примерно за 7 долларов. 21 сентября 2012 цена за одну акцию Apple превысила отметку в 700 долларов. Apple стала самой большой, самой доходной компанией в мире и брокеры предсказывали, что скоро ее акции будет продаваться по тысяче долларов. 

Однако, случилось обратное. О том, почему AAPL проломил отметку 400 долларов, на страницах австралийского издания BusinessDay размышляет Джон Аддис.

На прошлой неделе бумага Apple упала в цене ниже 400 долл. Компания обнародует квартальный отчет во вторник, и аналитики полны худших предчувствий. Компания, которая никогда не ошибалась, теперь ничего не может сделать правильно. Так что же пошло не так?

Рынок ценных бумаг — машина рассчитанных ожиданий. За прошедшие 6 месяцев ожидания, связанные с Apple, развернулись в противоположную сторону. Доминирование на рынке смартфонов потеряно — на вершине горы царствует Samsung с долей рынка в 30%.

Инвесторы, опасавшиеся за способность компании выпускать прибыльные инновационные продукты без Стива Джобса, теперь получили еще больше поводов для опасений. Со времени смерти Стива все продукты Apple являются лишь улучшениями, ничего принципиально нового не выпускается. За прошедшие 3 квартала Apple не оправдала прогнозы по уровню продаж. Аналитики очень не любят, когда их прогнозы не сбываются, и подогревают градус негатива в адрес Apple.

Еще больше аналитиков тревожат финансовые индикаторы. Валовая и операционная прибыль Apple снижается в течение года, и судя по всему, этот тренд останется прежним. Производитель чипов Cirrus Logic уже предупредил о снижении прогнозируемого уровня продаж от одного из своих покупателей. Cirrus продает около 90% продукции Apple.

Наконец, вызрел страх, что инновационная, грандиозная и грандиозно прибыльная компания превращается в еще одну Sony или Microsoft — доходную, но медленно растущую, с ценой за акцию долларов эдак 200.

Бумаги такого порядка не переходят из статуса «покупать!» в «продавать!» за одну ночь, хотя это может случиться у больших хедж-фондов и спекулянтов, нажившихся на быстром росте Apple.

Но фундаментально цифры Apple опровергают эти страхи. По сравнению с 2011, доход на акцию вырос с $27.68 до $44.10, а прибыль выросла с 100 млрд. долл. до 156 млрд. долл. 150 млрд. долларов достаточно, чтобы купить парочку весьма крупных банков. С точки зрения бизнеса дела Apple идут так же, как и в прошлом сентябре. Но хедж-фонды и спекулянты считают, что Apple станет хуже в будущем, потому и продают акции. И тем самым обрушивают акции Apple еще сильнее.

Но правы ли они? Если оценивать с точки зрения коэффициента отношения цены акции к прибыли на одну акцию, не похоже. Этот коэффициент у Microsoft, например, равен 11. У Google — около 20. У Apple чуть больше пяти, что статистически делает ее дешевле Microsoft в два, а Google в четыре раза. С точки зрения рынка, Apple ждет катастрофическое обрушение продаж и доходности акций. Однако аналитики подобного не предсказывают.

Все точки зрения сходятся на том, что в течение следующего года мы увидим снижение прибыли Apple, тогда как продажи и доходность акций будут расти, хотя и не такими темпами, как в прежние годы.

Инвесторы, возможно, будут удивлены этому факту, но напрасно. Apple, по всей видимости, еще одна компания, которая доказала неверность гипотезы эффективных ожиданий. Нельзя купить дешево акции, когда все знают, что они дешевы. Кто не рискует, тот не пьет шампанского.