Придерживаясь стратегии превращения в поставщика ИТ-решений и сервисов полного цикла компания Dell поглотила производителя ПО для управления ИТ инфраструктурой Quest Software. После завершения сделки программные продукты под маркой Quest, уже довольно хорошо известные в ИТ-мире, получили новый толчок для продвижения на рынке. Об особенностях использования одного из таких продуктов— Foglight — и преимуществах слияния двух компаний для конечного заказчика рассказывает Евгений Гончаренко, руководитель направления Quest Software в Украине, СНГ и странах Балтии, ГК «БАКОТЕК».

PCWeek/UE: Какие преимущества несет внедрение решения Quest Foglight в компании с точки зрения ИТ-директора?

ЕВГЕНИЙ ГОНЧАРЕНКО: Зачастую в крупных компаниях, при возникновении проблем с производительностью приложений, очень трудно определить, какой из компонентов такого приложения является «бутылочным горлом». Ведь причиной может быть и сервер приложений, и платформа виртуализации, и СУБД, и т. д. При этом каждое из подразделений ИТ-департамента, например, служба поддержки баз данных или отдел поддержки инфраструктуры, обычны использует свои специфические средства мониторинга. В результате у ИТ-директора нет единой картины того, что происходит с приложением и, соответственно, при наличии проблем он не может выяснить, какой из департаментов должен ее решать. Foglight обеспечивает единый обзор приложения, показывает на каком участке найдена проблема и дает рекомендации по ее устранению.

Кроме того, решение позволяет анализировать бизнес-транзакции пользователей и скорость их обработки приложением. Используя подобные технологии, CIO может создать модель контроля SLA не просто с точки зрения доступности отдельных узлов (серверов, БД и пр.), а с точки зрения скорости отработки бизнес-транзакций пользователей. А именно эти показатели и важны бизнесу.

В качестве примера приведу следующую задачу: выписка из онлайн-банкинг системы должна генерироваться за три секунды. Foglight контролирует этот параметр и сообщает ИТ-менеджеру на панели мониторинга сервиса, если данный показатель отклоняется или превышает норму. Более того, с помощью Foglight можно сказать, где именно транзакция тратит больше всего времени, например: при обработке запроса базой данных, веб-службой приложения и т. д.

PCWeek/UE: Каким образом выиграет компания после внедрения данного решения с позиции финансового директора?

Е. Г.: Так как Foglight позволяет сводить воедино ИТ-показатели и бизнес-показатели, это обеспечивает огромную информационную базу для анализа операционной деятельности предприятия. Например, банки могут проанализировать ИТ-показатели, такие как активация аккаунтов в системе учета банковских счетов, и получить в реальном времени важную информацию о том, как работает их бизнес: сколько счетов открыто в том или ином отделении, насколько этот показатель отклоняется от средней нормы на это время дня и т. д.

Кроме того, технологии Foglight позволяют анализировать поведение реальных пользователей веб-приложений и даже полностью воспроизводить их веб-сессии (т. е. определить, какие кнопки нажимал клиент, на какие страницы переходил, какие формы заполнял). Это дает возможность узнать процент конвертации клиентов в продажи (если это приложение для электронной коммерции), анализировать удобство и наглядность интерфейса, например, системой онлайн-банкинга, ускорять решение проблем службой поддержки, воспроизводя сессию пользователя (к примеру, когда вы пытаетесь разместить заказ на авиабилеты, используя веб-приложения на сайте перевозчика и получаете ошибку).

PCWeek/UE: В каких компаниях наиболее целесообразно применять данный продукт?

Е. Г.: Там, где бизнес зависим от стабильной и продуктивной работы приложений. Обычно это банковский сектор (операционный день банка, системы обработки платежей, клиент-банк и пр.), телекоммуникационный сектор (биллинг-системы операторов, системы активации абонентов, порталы самообслуживания клиентов), ритейл (любые онлайн-приложения для заказа продуктов и сервисов).

PCWeek/UE: Каким условиям должна отвечать ИТ-инфраструктура компании для оптимального применения Quest Foglight?

Е. Г.: Особых требований к инфраструктуре нет. Мы покрываем очень широкий спектр платформ: Java, .Net, Oracle, Linux, Unix, SQL Server, Microsoft, DB2 и пр. Сами панели мониторинга доставляются через веб-интерфейс и поэтому могут просматриваться в любом современном браузере.

PCWeek/UE: Насколько сложно применять это решение? Требуется ли какое-либо дополнительное обучение или возможно использование «сходу»?

Е. Г.: Продукт поражает клиентов своими возможностями визуализации. Панели мониторинга (dashboards) позволяют наглядно демонстрировать как ИТ-специалистам, так и не специалистам состояние их приложений и сервисов. Поэтому использовать в работе и диагностике Foglight просто и удобно. Другое дело, если клиент хочет настроить мониторинг дополнительных узлов, служб или приложений. Здесь потребуются определённые знания продукта и их глубина зависит от платформы, которую мы собираем анализировать.

PCWeek/UE: Каков в среднем срок внедрения проекта? Может ли заказчик установить продукт самостоятельно?

Е. Г.: Средний срок внедрения зависит от условий задачи и уровня ИТ-инфраструктуры в компании. Как правило, чем проще сервис, который нужно контролировать, тем проще процесс инсталляции Foglight. Например, сейчас мы заканчиваем проект в одном крупном украинском банке по мониторингу интернет-банкинга: его продолжительность составила примерно три месяца. Но это очень сложное внедрение с мониторингом Java-приложений, пользовательских трансакций и т. д.

Если же Foglight используется для баз данных или виртуальной инфраструктуры, то мониторинг можно настроить за пару дней. Кстати, некоторые компоненты системные администраторы заказчика способны установить самостоятельно без каких-либо сложностей, например — модуль для мониторинга VMware или Oracle.

А вот модуль для контроля приложений требует помощи со стороны консультантов. Также консалтинг будет полезен для построения сервис-ориентированной архитектуры, вывода необходимых метрик, построения ее на приборных панелях. Зачастую наши специалисты садятся напротив клиента и спрашивают, что он хочет видеть на dashboard. Ведь у каждого клиента свои пожелания.

Отмечу, что на рынке предлагается много продуктов для мониторинга инфраструктуры, но их проблема состоит в избыточности информации, то есть показывают намного больше, чем необходимо администратору. Foglight выводит на панель только то, что нужно пользователю.

PCWeek/UE: С какие основными подводными камнями встречаются заказчики, внедряющие этот продукт?

Е. Г.: Среди основных сложностей в процессе внедрения стоит отметить отсутствие у заказчика формализованных показателей SLA. Если их нет и все метрики приходится разрабатывать с нуля, то это усложняет задачу внедрения. Но если у клиента определены показатели ИТ и бизнеса, которые определяют время выполнения тех или иных ИТ-сервисов и допустимое время простоя, то такие условия упрощают условия работы консультантов. 

PCWeek/UE: В комплексе с какими решениями Quest или продуктами других вендоров целесообразно применять Foglight? Чем это обусловлено?

Е. Г.: Чаще всего Foglight используют с системами Service Desk, позволяя автоматически регистрировать инциденты, связанные с производительностью или доступностью приложений. Также продукт имеет гибкие возможности интеграции с другими системами мониторинга, позволяя принимать от них метрики или передавать информацию из Foglight в другую систему мониторинга. Могу сказать, что один из наших клиентов (крупный GSM-оператор) интегрировал данные из системы мониторинга GSM-станций в Foglight и теперь коррелирует эту информацию с доступностью других компонентов приложения. 

PCWeek/UE: Какие продукты вы можете назвать среди конкурентов Quest Foglight? Насколько они отличаются по цене?

Е. Г.: Foglight часто сравнивают с классическими системами мониторинга инфраструктуры. Однако данное сравнение не совсем корректно, так как классический подход к мониторингу, то есть мониторинг инфраструктуры или отдельных компонентов (сеть, сервер, ОС), не дает той пользы и понимания бизнесу и ИТ, которое обеспечивает Foglight. Например, классическое средство мониторинга не сможет подсказать банку, какие сейчас есть проблемы с производительностью у системы обработки карточных платежей, сколько пользователей испытывают эти проблемы, откуда они пришли, на каком участке проблема (ЦОД банка или процессинговый центр партнера, если ЦОД банка то где, в БД, в сервере приложений, в VMware, и пр.), как долго эти проблемы продолжаются и сколько транзакций не прошло из-за них. 

Более корректно сравнивать Foglight с решениями, которые Gartner определил, как лидеров направления. Исходя из критериев отбора Gartner, такое решение должно уметь решать 5 задач мониторинга производительности приложений:
- мониторинг впечатления конечных пользователей;
- обнаружения, моделирование и отображение архитектуры приложения;
- профилирование пользовательских транзакций;
- мониторинг компонентов приложения;
- детальный анализ и диагностика производительности приложения.

Foglight отвечает этим требованиям. И если сравнивать его с решениями, которые, согласно Gartner, также удовлетворяют вышеописанным требованиям, то в Украине представлены только продукты IBM и BMC. Однако ПО этих вендоров намного дороже с точки зрения стоимости и владения, к тому его намного сложнее внедрять. Еще одно преимущество Quest Foglight состоит в том, что в Украине есть партнеры-интеграторы Quest с реальным опытом проектов по Foglight. При этом стоимость услуг консультантов при внедрении Foglight составляет 10~25% от стоимости лицензий, то есть сумма довольна незначительна.

PCWeek/UE: Что изменится в продвижении продуктов Quest после слияния с Dell?

Е. Г.: Мы, как дистрибьютор, ожидаем, что после слияния существенно увеличатся ресурсы для поддержки и развития решений Quest на наших рынках. Кроме того, стоит добавить, что Quest владела хорошими технологиями, но имела недостаточно раскрученное имя. Сейчас же компания получила поддержку известного бренда, который известен во всем мире.