Продукты для автоматизации банковской деятельности, разработанные компанией СS, известны украинским финансовым организациям не понаслышке. Фактически каждый третий банк и множество ведущих страховых компаний ежедневно используют ПО производства CS в своей деятельности. О том, как была создана компания и как ей удается успешно конкурировать на сложном и нестабильном рынке PCWeek/UE беседует с директорами и совладельцами компании CS: Олегом Вязьмитиновым, Андреем Бойчуком и Дмитрием Радченко.
PCWeek/UE: Как и когда была создана компания CS? Что послужило причиной для образования компании?
Андрей Бойчук: В 1997 году наша команда работала в крупной многопрофильной компании, где присутствовал отдел разработки банковских систем. Осенью 1997-го мы узнали, что НБУ планирует ввести с 1998 года новые требования, которые требуют кардинального изменения ПО, разработанного для банковской системы, выпускаемой нашим отделом. Зная о грядущих изменениях, мы разработали проект новой системы, который направили руководству той компании. Однако проект не был принят, так как разработка банковского ПО не являлась приоритетом для компании. И тогда мы рискнули покинуть «насиженное» место работы и организовать собственное предприятие по разработке ПО для автоматизации банковской деятельности.
Мы четко понимали, что в тот момент на рынке не было готового программного обеспечения, которое бы удовлетворяло требованиям НБУ. Все существующее банковское ПО необходимо было кардинально переделать. И это был шанс для нашей команды.
В первую очередь, нас интересовала возможность реализовать наши идеи в сфере автоматизации банковских систем, в которой, как нам тогда казалось, мы хорошо разбирались и видели большой потенциал для развития. Нам очень повезло, что наше понимание рынка совпало с реальной ситуацией.
PCWeek/UE: Расскажите, как изначально родилась идея выпуска продуктов для автоматизации банковской деятельности?
Дмитрий Радченко: В советское время банк представлял собой кассу с функциями контроля движения денег. И многие системы автоматизации, которые работают в Украине, были ориентированы именно на эти функции, то есть автоматизацию касс предприятий. В 1998 году нам удалось выиграть тендер в австрийском банке в Украине «Кредитанштальт». И мы смогли ознакомиться с требованиями, которые ставит западный банк. В 1998 году разразился финансовый кризис в России, в Украине очень сильно обесценилась местная валюта, и австрийский банк отказался от внедрения западной системы. Но поскольку банк планировал продолжать бизнес в Украине, банкиры выбрали нашу систему.
Стоит сказать, что если бы мы изначально осознавали те проблемы, которые могут возникать при автоматизации банков, то возможно и не рискнули бы организовать такой бизнес. Но тогда нам это казалось простым делом. Кроме того, мы — харьковская компания, и мы всегда были очень лояльны к нашим клиентам. В то время как многие консультанты пытаются «учить» клиента, мы это делаем лишь тогда, когда нас просят об этом. Вместо этого мы стремимся слушать клиента, искать рациональные способы выполнить его пожелания.
PCWeek/UE: Кто продавал ваши услуги и ваши продукты?
Олег Вязьмитинов: Первоначально разделения обязанностей у нас не было. Все делали то, что было нужно в данный момент. Постепенно каждый стал специализироваться на том, что у него лучше всего получалось. Мы тогда не очень хорошо разбирались в том, что такое бухгалтерия и что такое маркетинг, но с точки зрения бизнеса у нас был интересный продукт, который мы и предлагали своим клиентам.
PCWeek/UE: Как вы распределили обязанности между учредителями на заре вашей деятельности?
Д.Р.: Нам казалось, что, если мы качественно выполним свою основную задачу, то у нас все хорошо получится в целом. Первоначально у нас не было даже экономистов, которые бы определяли рентабельность проектов. Но ведь мы изначально работали за «идею», а не за деньги, хотя было твердое убеждение, что этот бизнес нас прокормит.
Важную роль сыграло наше умение слышать заказчика, стать на его место и понять, что он хочет. Кроме того, мы были и остаемся очень сильны технологически. Среди всех украинских компаний, работающих в данной сфере, мы обладаем, пожалуй, самой совершенной технологической платформой.
PCWeek/UE: Поясните более подробно, в чем состоят ее преимущества?
А.Б.: В основе наших продуктов лежит мощная технологическая база. Кроме того, мы располагаем серьезными разработками в построении интерфейсов, используем передовой framework для разработки пользовательского интерфейса. Мы пытаемся применять лучшие мировые технологии и промышленные решения, например Oracle BI. В нашей компании полагают, что банк должен ориентироваться на решения промышленного уровня, хотя они далеко не самые дешевые. Зато такие решения дают определенную гарантию того, что все потребности банка будут решены в минимальное время.
Кроме того, стоит отметить еще одно наше конкурентное преимущество: на мой взгляд, у нас очень правильно построена служба сопровождения.
PCWeek/UE: Как вы решаете проблему кадров, ведь у вас есть постоянная потребность в высококвалифицированных специалистах?
Д.Р.: В Харькове ситуация с кадрами обстоит несколько лучше, чем в других городах Украины, потому что здесь много вузов, постоянно выпускающих специалистов, которые теоретически должны обладать ИТ-знаниями. Но в реальности знания у многих выпускников очень поверхностные. Именно поэтому в этом году мы открываем две учебных лаборатории вместе с Харьковским авиационным институтом и Харьковским институтом радиоэлектроники.
Но в любом случае, кадровую проблему приходиться решать постоянно. К сожалению, в Украине нельзя быстро набрать людей на контрактной основе на конкретный проект, допустим, длительностью в один год. Поэтому в нашей модели бизнеса мы вынуждены строить со специалистом долгосрочные отношения. Возможно, здесь сказывается специфика банковской деятельности. Многие менеджеры компаний, которые занимаются разработкой ПО для банков, признаются, что коллектив в таких предприятиях относительно стабилен. Это связано с тем, что проекты достаточно крупные и продолжительные, а значит сотрудник должен стать не только ИТ-экспертом, но и, в определенной степени, специалистом в банковской сфере.
А.Б.: Отмечу, что есть программисты типа coder, а есть developer. Нас интересуют именно developer. Ведь «кодеры» больше оптимальны для аутсорсинга, там где есть небольшие и простые проекты с заранее готовой спецификацией.
Почему ценны именно опытные сотрудники? Часто бывает, что банк ставит задачи, которые нецелесообразно реализовать «в лоб», поскольку в итоге это приведет к убыткам, или тупиковым ситуациям. Хороший аналитик должен разобраться в том, чего хочет банк и показать слабые места их решения. В результате банки часто отзывают свои требования, и благодарят нас за то, что им не пришлось тратить деньги на заведомо неправильное решение. С одной стороны нам это не очень выгодно, поскольку мы потратили свое время, а проект остался нереализованным. С другой стороны, мы выигрываем в долгосрочной перспективе, поскольку строим отношения с заказчиком на честной основе.
PCWeek/UE: Расскажите, как вы оцениваете в настоящий момент уровень зрелости, адаптированости украинской банковской системы? Каких изменений ожидаете в будущем?
Д.Р.: За время работы на рынке нам пришлось пережить несколько этапов развития украинской банковской системы. В то время, когда компания CS выпустила свой первый продукт на рынок, основной проблемой банков являлась адаптация к изменившимся требованиям НБУ, главной задачей было построение требуемой отчетности.
Через определенный период возник бум потребительских кредитов. Банковская система в тот момент была не готова к такому буму. Когда нам говорили, что банки выдадут миллион кредитов, никто не верил. Но в этой ситуации с бумом кредитования банки редко задумывались об механизмах погашения этих кредитов, анализе рисков и пр. И когда грянул кризис, многие предприятия и физические лица не смоли погасить кредит. Вот тогда возник огромный интерес к системам типа collection, к системам реструктуризации, а также раннего реагирования.
Наша компания к тому времени уже разработала систему, связанную с управленческим учетом, которая позволяет банку оценить доходность того или иного продукта или подразделения. Долгое время интерес к ней был чисто академический, ведь банки тогда не особо считали свои затраты, однако после кризиса у нас практически выстроилась очередь из банков, желающих внедрить такую систему. Вот сейчас похожая ситуация с BI-решениями – многие интересуются, но проектов мало. В ближайшем будущем мы ожидаем, что произойдет резкий всплеск интереса к такого рода решениям.
PCWeek/UE: Что дает вам такую уверенность?
А.Б.: Пока лишь продвинутые банковские руководители и аналитики попробовали и оценили все преимущества решения, позволяющего самостоятельно делать те или иные запросы к системе хранилища данных и немедленно получать ответы для принятия управленческих решений. К сожалению, очень многие руководители привыкли к статическим отчетам. Они хотят по-прежнему видеть с утра бумагу на столе с какими-то графиками, вместо того, чтобы просмотреть всю необходимую информацию на планшете по дороге на работу.
PCWeek/UE: Кто принимает решение о приобретении таких систем в банках? Ведь топ-менежер банка часто не понимает ИТ-тонкостей, в то время как ИТ-специалист не всегда может донести преимущества того или иного решения до высшего руководства…
О.В.: На первом этапе нашу систему выбирали ИТ-менеджеры, сейчас выросла нагрузка на систему, возросло ее проникновение в сферы деятельности банка. Теперь выбор делает группа топ-менеджеров: ИТ-отдел принимает решение о платформе и технологиях, бизнес — о функциональной полноте системы, аналитики — о целостности и наполненности системы, финансисты — о ее стоимости. Очень важно чтобы все они было объективны. От качества, и профессионализма этого коллектива зависит то, какую систему они выберут для банка.
PCWeek/UE: Вам приходится осуществлять сопровождение, консалтинг, оценивать текущую ситуацию с ИТ- ресурсами у клиента. Часто ли происходит так, что вы при этом обнаруживаете потребность в каком-либо новом решении?
Д.Р.: Да, очень часто. Например, в последнее время увеличился спрос на аутсорсинг. Программисты, системные администраторы растут в цене, и мы можем предложить хорошие условия по аутсорсингу. Такой подход прекрасно работает, например OTP Bank использует наши сервисы по поддержке серверных продуктов Oracle.
PCWeek/UE: Какие банки является вашими типичными клиентами? Для решения каких задач они к вам обращаются?
О.В.: Самые многочисленные наши клиенты — средние банки, которые покупают базовую версию нашего продукта и понемногу растут. Раз в год мы делаем запрос о том, какие новые продукты они решили использовать, сколько появилось новых пользователей ─ ведь наши системы лицензируются по числу пользователей. Если у них выросло количество пользователей, они докупают у нас новые лицензии. Банк платит нам только за то, что ему нужно.
Подобная ситуация складывается и с приобретением дополнительных модулей к нашим системам. Банки развиваются, меняют свою инфраструктуру и при этом хотят автоматизировать какие-либо новые бизнес-процессы. Они обращаются к нам за консультацией и либо приобретают уже готовые дополнительные модули либо ставят нам задачу на разработку новых. Безусловно, есть клиенты, которые считают, что могут все внедрить самостоятельно. Нанимают разработчиков и развивают собственные системы. Как правило такие проекты имеют короткий жизненный цикл и сильно зависят от конкретных сотрудников банка. В целом, ситуация аналогична любому рынку: есть множество клиентов, которые просто развиваются, есть новые крупные клиенты, и есть трудные клиенты, к которым нужно искать подходы.
Очень многому мы учимся в работе с банками с иностранным капиталом. У них другое видение бизнеса, другое видение отношений. В этих банках есть «люди мира»: менеджеры, которые занимаются выводом банка на рынок в разных странах. Это специалисты с богатым кругозором, с четким видением стратегии бизнеса и, в то же время, необычайно гибкие. С такими людьми интересно работать, и они очень многое дают для развития наших продуктов и нашей квалификации.
PCWeek/UE: Вашей компании уже 15 лет. Рынок, на котором вы работаете, становится все более глобализированным. Где вы сами, как собственники и менеджеры компании CS, черпаете знания?
А.Б.: В наше время найти новые знания, особенно в области ИТ проще, чем 15 лет назад. Интернет дает прекрасную возможность для удаленного обучения. Там можно найти все, начиная от блогов, и заканчивая лекциями ведущих университетов мира. Для персонального общения есть различные конференции, на которых можно познакомиться с экспертами в банковской сфере, обменятся опытом. Немалую пользу приносит партнерство с ведущими мировыми ИТ-компаниями. Например, в офисе IBM в Барселоне развернут так называемый «Банк будущего». Это видение компании IBM о том, как должно выглядеть отделение банка, как должен обслуживаться клиент в банке, который использует максимум современных технологий. Посещение таких мест и общение со специалистами позволяет проверить, верной ли дорогой мы идем и, при необходимости, скорректировать курс. Не менее полезны и конференции, организуемые нашей компанией, где мы собираем партнеров и заказчиков. На этих мероприятиях важна не только программа презентаций и выступлений, но и общение в кулуарах. Я особенно ценю моменты, когда после какого-то обсуждения возникает понимание, как можно легко и элегантно решить до этого казавшуюся неразрешимой проблему.