Продажи ридеров, до 2006 г. еще неизвестных потребителям, с 2008 до 2010 г. выросли в 10 раз, с 1.0 до 10.1 млн шт. и в 2011 г. достигли максимального значения в 23.2 млн шт.
Однако в текущем году продажи «читалок», согласно IHS iSuppli, сократятся до 14.9 млн шт., что соответствует снижению относительно 2011 г. на 36%. В следующем году прогнозируется снижение еще на 27%, до уровня 10.9 млн шт. В итоге в 2016 рынок потеряет более 2/3 пикового объема 2011 г. и продажи составят всего 7.1 млн шт. (см. диаграмму).
Прогноз развития мирового рынка ридеров (в млн шт.)
Источник: IHS iSuppli, декабрь 2012 г.
По мнению экспертов IHS, столь короткая жизнь ридеров объясняется их направленностью лишь на одну задачу – чтение. В результате потребители очень быстро начали отдавать предпочтение их многозадачным эквивалентам, медиапланшетам. Аналитики отмечают, что другие «однозадачные» потребительские устройства, например, цифровые фотокамеры, системы GPS и MP3-плееры, также испытывают давление и их будущее не слишком ясно, однако все они продержались на рынке дольше, чем ридеры.
В то же время, отмечает IHS iSuppli, в Восточной Европе и в России рынок этих устройств пока не подает признаков сокращения. Хороший потенциал у ридеров остается также в Африке и в Индии. Снижение цен может также способствовать поддержке данного рынка.
Многие вендоры намерены в будущем продавать «читалки» по производственным ценам или даже ниже. Так, ультрадешевая модель Txtr Beagle с 5-дюйм экраном в 2013 г. будет продаваться всего за 13 долл., что даже меньше стоимости одного только дисплея. Такая политика экстремально низких цен может немного продлить жизнь рынка ebook reader, полагают в IHS iSuppli, однако в целом этим устройствам уже не удастся вернуть их былую популярность.
И производители это прекрасно понимают и предпринимают определенные шаги. Кто-то держит цены на абсолютном минимуме, особенно если одновременно не является провайдером контента. В этом смысле положение компании Amazon немного лучше, чем у других вендоров: потери от продаж устройств чтения этот гигант компенсирует огромным объемом продаж самих электронных книг и другого контента, имеющегося в ее онлайн-магазине. Кроме того, и по части самих устройств Amazon среагировала правильно и быстро превратила свою «читалку» Kindle в медиапланшет Kindle Fire.