После впечатляющего роста в течение нескольких последних лет рынок ридеров электронных книг (ebook reader), согласно данным аналитической компании IHS iSuppli, также быстро начал сокращаться. Всему виной планшеты, полностью завладевшие умами потребителей.

Продажи ридеров, до 2006 г. еще неизвестных потребителям, с 2008 до 2010 г. выросли в 10 раз, с 1.0 до 10.1 млн шт. и в 2011 г. достигли максимального значения в 23.2 млн шт.

Однако в текущем году продажи «читалок», согласно IHS iSuppli, сократятся до 14.9 млн шт., что соответствует снижению относительно 2011 г. на 36%. В следующем году прогнозируется снижение еще на 27%, до уровня 10.9 млн шт. В итоге в 2016 рынок потеряет более 2/3 пикового объема 2011 г. и продажи составят всего 7.1 млн шт. (см. диаграмму).

Прогноз развития мирового рынка ридеров (в млн шт.) 


Источник: IHS iSuppli, декабрь 2012 г. 

По мнению экспертов IHS, столь короткая жизнь ридеров объясняется их направленностью лишь на одну задачу – чтение. В результате потребители очень быстро начали отдавать предпочтение их многозадачным эквивалентам, медиапланшетам. Аналитики отмечают, что другие «однозадачные» потребительские устройства, например, цифровые фотокамеры, системы GPS и MP3-плееры, также испытывают давление и их будущее не слишком ясно, однако все они продержались на рынке дольше, чем ридеры.

В то же время, отмечает IHS iSuppli, в Восточной Европе и в России рынок этих устройств пока не подает признаков сокращения. Хороший потенциал у ридеров остается также в Африке и в Индии. Снижение цен может также способствовать поддержке данного рынка.

Многие вендоры намерены в будущем продавать «читалки» по производственным ценам или даже ниже. Так, ультрадешевая модель Txtr Beagle с 5-дюйм экраном в 2013 г. будет продаваться всего за 13 долл., что даже меньше стоимости одного только дисплея. Такая политика экстремально низких цен может немного продлить жизнь рынка ebook reader, полагают в IHS iSuppli, однако в целом этим устройствам уже не удастся вернуть их былую популярность.

И производители это прекрасно понимают и предпринимают определенные шаги. Кто-то держит цены на абсолютном минимуме, особенно если одновременно не является провайдером контента. В этом смысле положение компании Amazon немного лучше, чем у других вендоров: потери от продаж устройств чтения этот гигант компенсирует огромным объемом продаж самих электронных книг и другого контента, имеющегося в ее онлайн-магазине. Кроме того, и по части самих устройств Amazon среагировала правильно и быстро превратила свою «читалку» Kindle в медиапланшет Kindle Fire.