Компания Microsoft не в состоянии достаточно быстро открывать новые магазины, и я вдруг подумал, что именно эти магазины могут обеспечить такую обратную связь с покупателями, которая недоступна при других методах исследования спроса.

Если вы вышли из магазина компании с пустыми руками, то это своего рода информация для вас. Представители Microsoft начали это понимать тогда, когда, еще до появления сети магазинов Apple, открыли свою розничную торговую точку в торговом центре Metreon в Сан-Франциско. Посетителей в магазине почти не было, продаж тоже. В качестве товара предлагались продукты компании в коробочках и различная периферия по завышенным ценам.

Вероятно, для Microsoft было шоком узнать, что компания Apple начала один за другим открывать свои магазины. Руководители Microsoft думали о собственном неудачном опыте, о провале розничной сети компании Gateway и посмеивались. Но, пригласив на работу лучших в стране консультантов по розничным продажам, Apple создали удивительный магазин, который теперь занимает первое место в мире по продажам на один квадратный метр торговой площади.

И тогда Microsoft, используя опыт конкурента, предприняли новую попытку завоевать розничную сеть. Сейчас они могут пойти немного дальше и использовать свои магазины в двух направлениях: как опытную маркетинговую площадку и как исследовательскую базу. Вручая посетителям пятидолларовые купоны или маленькие подарки вроде брелка, можно отвести потенциального покупателя в сторону и задать ему несколько вопросов о магазине, товарах, покупках. Конечно, Apple могут сделать то же самое. Только зачем им? У них и так дела идут лучше всех, а еще лучше просто не бывает.

Об этом заставляет думать ситуация с компанией Nokia. Я совершенно запутался в своих предположениях о дальнейшей судьбе компании и о ее отношениях с операционной системой Windows Phone. Я был уверен, что Nokia, убедившись, что проект не принесет сколько-нибудь значительных дивидендов, благоразумно переключится на Android и продолжит свое благополучное существование.

Никто не мог предвидеть, что Nokia свяжет свою судьбу с неизвестной мобильной ОС компании Microsoft и после неудачного дебюта новой платформы из простого упрямства уничтожит сама себя. Однако, как раз это и произошло. Судя по сегодняшним новостям, Nokia продает свою штаб-квартиру. Настолько плохи дела компании.

Этого могло бы не случиться, если бы Microsoft имели достаточно магазинов, чтобы заранее изучить возможности своей мобильной ОС на рынке. «Вы бы купили такое устройство? Да? А почему? Нет? Почему нет?». Ведь в компании Microsoft даже не знают истинной причины постигшей их неудачи. Может быть, просто никому не нравится начальный цвет плиток на экране.

Обзоры и опросные исследования дают некоторую информацию. Их данные показывают, что люди имеют собственное мнение. Кроме того, они лгут при опросах и анкетировании. Они говорят одно, а делают совсем другое. Только реальные деньги, которые тратят покупатели, могут показать настоящее положение вещей. Если человек не покупает, он не может притвориться, что покупает.

Только собственные магазины спасут Microsoft. Уже сейчас поступают отчеты о том, что игровые приставки Xbox идут там нарасхват. Ну вот, значит, компания что-то делает правильно. Мои поздравления.

На этой неделе я собираюсь (наконец-то!) побывать в одном из магазинов, проанализировать увиденное и представить отчет. Оставайтесь на связи.