Компания «Навигатор» уже много лет подряд лидирует на украинском рынке персональных компьютеров. Помимо традиционных настольных ПК, предприятие производит моноблоки, планшеты, электронные книги, серверные системы. Бизнес диверсифицирован: помимо производства собственных систем, «Навигатор» ведет направления системной интеграции и дистрибуцию. Итогами уходящего года и планами развития на ближайшее будущее с PCWeek/UE делится Георгий Чернявский, председатель совета директоров компании.

PCWeek/UE: В декабре прошлого года «Навигатор» заявил о своих планах увеличить оборот на 10%. Каких результатов вам удалось добиться за первые три квартала 2012 года? Насколько они соответствуют намеченным ранее планам?

ГЕОРГИЙ ЧЕРНЯВСКИЙ: На сегодня все идет по плану. Если первые два квартала наблюдалось снижение объема продаж, то в третьем квартале рост составил 30%. В целом, по трем кварталам мы видим увеличение объемов на 10%. Каков будет результат четвертого квартала пока сказать сложно, однако есть предпосылки к тому, чтобы он тоже был успешен, причем как в розничном, так и в корпоративном сегментах.

PCWeek/UE: Какую долю в структуре продаж «Навигатора» составляют серверы, настольные ПК, планшеты? Какова сегодня доля новых продуктов в портфеле Impression?

Г. Ч.:
По итогам трех кварталов этого года доля собственного бренда Impression в объемах продаж компании «Навигатор» составляет около 45%, что на 10% меньше, чем на конец прошлого года. Обусловлено это сразу несколькими факторами: во-первых, с середины прошлого года мы расширили дистрибуционный портфель, соответственно увеличились и продажи в этом направлении. Во-вторых, для компьютеров наиболее эффективными являются третий и четвертый кварталы, так что доля Impression имеет все шансы вернуться к прежнему уровню.
Доля новых продуктов, к которым относятся моноблоки, планшетные ПК и электронные книги, пока составляет порядка 15%. Однако по итогам года, учитывая, что с декабря стартуют продажи четырех новых моделей планшетов Impression ImPAD, думаю, что мы выйдем на показатель 20-25%.

PCWeek/UE: «Навигатор» единственный из отечественных сборщиков ПК отважился запустить сборку планшетов и е-ридеров под собственным брендом. Расскажите, каких успехов вам удалось добиться в этом сегменте? Как вам удается конкурировать с множеством дешевых китайских брендов, которые буквально заполонили рынок?

Г. Ч.: Давайте определимся с понятиями. Мы называем себя «производителем IT-продуктов», поскольку разрабатываем и выпускаем готовый, качественный, уникальный товар под собственным брендом Impression, действуя аналогично большинству глобальных брендов. Наши аналитики проводят тщательное исследование рынка, изучая его потребности и возможности, и на основании данной информации разрабатывается продукт, модельный ряд, а также определяется позиционирование, подбираются соответствующие компоненты. С нашей фабрики выходит уже законченное решение - качественный товар, прошедший многочисленные тесты, максимально соответствующий запросам украинского рынка.

Что касается показателей, то в прошлом году мы были в тройке лидеров по продажам планшетов, сейчас прочно занимаем позицию в первой пятерке. Таких достаточно высоких результатов, учитывая конкуренцию, со стороны глобальных брендов, нам удается достичь благодаря ряду очевидных преимуществ. Гибкость, возможность быстро удовлетворить индивидуальные потребности заказчика, широкий ассортимент и ценовые предложения, понимание потребностей украинского потребителя, качественный сервис – все это позволяет нам держаться на уровне мировых производителей, опережая их по стратегически важным для нас направлениям.

PCWeek/UE: Кто сегодня является основным потребителем выпускаемых вами традиционных ПК? Корпоративный сегмент, геймеры, дизайнерские бюро, другое?

Г. Ч.: В первую очередь – корпоративный сегмент. Это обусловлено его относительной консервативностью, а также необходимостью обеспечения безопасности, возможности модернизации в дальнейшем, надежностью и прочими факторами, влияющими на совокупную стоимость владения компьютером.

Интерес к настольным ПК в рознице сокращается – главным образом в связи с насыщением рынка и появлением новых форматов ПК. Однако сейчас мы наблюдаем повышение интереса к геймерским конфигурациям и рост продаж десктопов через интернет-магазины. К четвертому кварталу мы обновили линейку геймерских ПК Impression, представив 20 актуальных, сбалансированных моделей на базе современных комплектующих в стильных и качественных геймерских корпусах. 

PCWeek/UE: Помимо сборки ПК и планшетов вы занимаетесь дистрибуцией широкого ряда ИТ-продукции. Как изменился дистрибуторский портфель за последние годы? Какую долю в общем доходе компании составляет направление дистрибуции? 

Г. Ч.:
IT-дистрибуция, как канал продаж была первым направлением, с которого 16лет назад начал развивать свой бизнес «Навигатор». На сегодня в структуре продаж дистрибуция занимает около 20%. Большая часть приходится на реализацию продукции собственного производства (моноблоки, неттопы, планшетные ПК, персональные ПК и т.п.).

Кроме того в дистрибуторский портфель «Навигатор» входят: мониторы (BenQ, ASUS), компьютерные комплектующие (ECS, ASUS, SONY, InnoVision), периферия (AVerMedia, SuperMicro, BenQ, Titan), сетевое оборудование (EUSSO, Repotec). В середине прошлого года пакет брендов пополнился продуктами таких известных производителей периферии, комплектующих и аксессуаров как Defender, Chicony , Targa , YourDevice!, Тechsolo, КМЕ, Linkworld.

Развитие и поддержка каждого из каналов продаж обеспечивает для компании стабильно устойчивое положение, несмотря на рыночные перипетии. 

PCWeek/UE: Насколько актуальным для вас остается направление системной интеграции и выпуска или поставки продуктов для корпоративного сегмента? Какую долю в общем доходе занимает это направление?

Г. Ч.:
Направление системной интеграции, безусловно, является для нас актуальным и приоритетным. С каждым годом мы расширяем комплекс предлагаемых услуг для построения современной IT-инфраструктуры, наши специалисты приобретают новые навыки и компетенции. Продажи в корпоративный сектор – основная статья выручки нашей компании, а их доля в общей структуре доходов составляет порядка 60%. Мы поставляем в качестве стандартных решений продукты Impression, но если есть необходимость, всегда готовы предложить индивидуальные, разработанные по требованиям заказчиков, продукты. Основная часть продаж сейчас приходится на десктопы и сервера. Крупнейшие поставки осуществляются в банковский и госсектор.

PCWeek/UE: Cобираетесь ли вы развивать серверное направление? Каких успехов вы достигли в этой нише?

Г. Ч.: Вот уже несколько лет мы стабильно держимся в первой пятерке производителей серверов, представленных на украинском рынке, а если брать только украинские компании ― то даже в тройке. При этом Навигатор производит как высокопроизводительные и многовысокофункциональные продукты для «тяжёлых» бизнес-приложений коммерческого использования, так и серверные решения начального уровня. 

С начала следующего года мы сегментируем работу в направлении серверных решений, сконцентрировав внимание на продуктах начального уровня – микросерверах.

PCWeek/UE: Какие задачи и цели ставит перед собой «Навигатор» на 2013 год?

Г. Ч.: Следующий год предполагает возможное наступление второй волны кризиса, а также плавный процесс девальвации гривни, что приведет, безусловно, к замедлению многих процессов в отрасли IT и соответственно тяжелое состояние отечественной экономики в целом. Поэтому мы пока не ставим себе каких-либо грандиозных планов, тем более что наш финансовый год заканчивается 31 марта и пока подводить итоги рано. Могу сказать, что, скорее всего, мы будем заниматься разработкой новых продуктов, с тем, чтобы стартовать с ними в момент наибольшей благоприятности рынка. В числе других наших приоритетных задач – поддержание сбалансированного склада продуктов и удержание нынешних объемов продаж товаров и услуг при сохранении баланса доходов и расходов в компании. Плюс, безусловно, мы будем отстаивать свои лидерские позиции на рынке десктопов.