Согласно исследованию телеком-издания European Communications, проведенному среди представителей европейского телекоммуникационного рынка, наилучшие перспективы для операторского бизнеса предоставляет корпоративный сегмент рынка, а отнюдь не массовый потребитель.

На лучшие возможности роста доходов в сегменте корпоративных пользователей указывают более 75% респондентов из числа менеджеров руководящего звена телекоммуникационных компаний и 62% представителей операторов. По данным аналитиков, сервисы операторов при продаже мобильных устройств на массовом рынке стали приносить малую добавочную стоимость, так как его быстро освоили вторичные поставщики мобильных устройств и контента.

Что касается количественных оценок, то 39% респондентов всех категорий полагают, что рост в корпоративном сегменте будет на 6-10% выше, чем на массовом рынке. Примерно 20% считают, что рост будет выше на 1-5%, а 23% прогнозируют превышение даже на 15%. Респонденты-операторы были более осмотрительны: 36% из них указали, что превышение роста доходов в корпоративном сегменте по сравнению с массовым будет 6-10% и 25% — только 1-5%.

Но если при оценке роста респонденты не отличались единомыслием, то в определении типа организаций, которые обеспечат этот рост, общий настрой был очевиден: 51% всех респондентов и 62,5% операторской категории считают, что главные доходы в течение последующих пяти лет принесет средний и малый бизнес (SMB). Бизнес с многонациональными корпорациями (Multinational Сorporation, MNC) у респондентов оказался не столь популярным: только 38% всех респондентов и 31% операторов надеются получить от таких компаний большую часть доходов. Государственные организации и массовые потребители рассматриваются как наименее вероятные катализаторы роста, что не удивляет при существующей экономической ситуации в Европе.

Вместе с тем операторы полагают, что при успешном бизнесе с большим числом MNC-клиентов они вполне могут конкурировать с большинством традиционных производителей ИТ-продуктов, такими, как Microsoft и IBM. Ранжирование этой возможности производилось от 1 до 5, где рангом 5 обозначалась гарантия процветания бизнеса за счет контрактов с MNC-компниями. 59% операторов оценили сотрудничество с MNC от 3 до 4, а 59% респондентов всех категорий — от 2 до 3.

Наиболее успешной для себя формой сотрудничества с MNC операторы считают развивающееся партнерство. В то же время 22% операторов полагают, что в настоящее время актуально партнерство с другими игроками рынка, такое же число респондентов этой категории предпочитают создавать глобальный бизнес, предлагая полные сервисные решения. Вместе c тем и те, и другие особо указывали на важность предложений, содержащих принципиально новые, инновационные и дифференцированные сервисы; так определили свою стратегию 31% операторов. Распределение в ответах на эти вопросы всех категорий респондентов было аналогичным, но важность развивающегося партнерства с MNC оценили несколько меньше респондентов. Однако все категории опрошенных осознают: даже при успехах нельзя забывать, что их бизнес — это бизнес галопирующего снижения цен.

Бюджеты на информационные и коммуникационные технологии в компаниях класса MNC, по мнению операторов, все-таки снижены. Так считают 43% респондентов, но 33% указали, что снижения не произошло. Наиболее важным критерием выбора решения при утверждении MNC будущей стратегии в области ИКТ 20% опрошенных считают стоимость контракта. Однако 28% респондентов всех категорий указали, что крупные компании при выборе решения больше внимания обращают на степень интеграции ИТ-решений и систем связи. Ответы операторов на вопрос об основном критерии выбора распределились примерно поровну между «стоимостью», «интегрированностью» и гарантиями получения новых сервисов высокого качества и хороших эксплуатационных характеристик.

Среди продуктов, которые, как полагают респонденты, будут наиболее востребованы в течение последующих пяти лет MNC, явными «победителями» стали облачные и мобильные сервисы. На облачные продукты и сервисы как наиболее востребованные в перспективе указали 54% респондентов всех категорий и 48% операторов. По продуктам и сервисам, обеспечивающим мобильность, соответствующее соотношение 49% и 52%.