Вот что мне нравится в Microsoft, так это ее любовь к экспериментам. Особенно, когда подопытным становится рядовой потребитель вроде нас с вами. И хотя результатами своих научных изысканий Microsoft ни с кем не делится, можно с уверенностью утверждать, что на днях она снова облачилась в белый халат. Роль реагента, конечно же, доверили Windows 8.

Я долго пытался понять, почему Microsoft сначала впихнула «восьмерку» в смартфоны, потом поманила пальчиком пользователей ПК, а по дороге еще и выпустила несколько планшетов под ее управлением. Эта затея со стороны кажется бессмысленной.

Хотя может я и не прав и смысл таки есть. Например, в мире по-прежнему достаточно людей, не знакомых ни с компьютером, ни с пользовательским интерфейсом как таковым. Попробуйте им на пальцах объяснить, что такое «рабочий стол». Это будет звучать примерно так: «Знакомься, рабочий стол – (имя), (имя) – рабочий стол. Как видишь, здесь куча папок, в которых ты можешь хранить свои документы». Даже сама концепция фолдера может кого-то смутить. Ну а Microsoft, соответственно, обеспокоена фактом существования таких людей.

Когда Билл Гейтс расхваливал преимущества новой Windows 8, некоторые СМИ отнеслись к этому скептически, негласно наградив Гейтса званием чирлидера. Однако не стоит забывать, что помимо этого за ним закрепился статус заядлого путешественника. Гейтс побывал не в одной стране мира и воочию наблюдал, как по-разному люди воспринимают пользовательский интерфейс. Возможно, в одной из таких поездок он задался вопросом: существует ли универсальный способ объяснить всем жителям земного шара, что такое рабочий стол и папка-фолдер? Что ж, теперь существует.

Windows 8 – это усовершенствованная версия того, что в эпоху правления MS-DOS называлось «file loader» («загрузчик файлов») или «program loader» («загрузчик программ»). Задумайтесь, скольким пользователям действительно нужно держать на экране открытыми сразу несколько окон? Может быть, читателям PCMag. Но Microsoft должна понять, что при нынешнем раскладе народ потихоньку начнет изменить ей с Linux.

Поэтому компания упростила интерфейс новой операционки и снабдила ее гигантскими информационными блоками. Теперь пользователю просто не разрешат запутаться: его деликатно возьмут за ручку и все покажут. Гейтс добился максимальной вовлеченности в процесс даже тех людей, которые, сидя за компьютером, не понимают, куда они попали. Фишка в том, чтобы даже они догадались, как выключить ПК.

Помните, я в начале говорил о бессмысленной идее? Что ж, если для конкурентов и партнеров Microsoft в ней действительно нет рационального зерна, то для самой компании это шанс выделиться из толпы. Я имею ввиду, что дело здесь не только в Windows 8 как таковой. Microsoft хотела стать оригинальной. Никто не обвинит ее в том, что она реинкарнировала идею MS-DOS 2.0. Но и говорить, что компания кардинально изменила восприятие пользовательского интерфейса или совершила технологический прорыв, тоже не стоит.

Если всю эту ситуацию расценивать как очередной эксперимент, то можно понять следующее. Во-первых, Microsoft приноровилась копировать другие идеи и плодотворно их использовать. Во-вторых, какая бы распрекрасная эта идея не была, она все равно провалится. Стыд и срам, что свою любимую и родную клиентскую базу компания использует как подопытных кроликов. Я бы не хотел оказаться на их месте.