За ситуацией на рынке ПК я слежу не один год. И мой опыт подсказывает, что события последних несколько недель по мощности сопоставимы с движением тектонических плит, способных изменить ландшафт материка. Что произошло, спросите вы? iPad mini, официальный релиз Windows 8 OS и Windows Phone 8, планшеты на базе Android от Google и его друзей.

Как только Windows 8 OS, которой появилась на рынке, я тут же задался вопросом: неужели мы стоим на пороге новой эры, знаменующей появление в полном смысле этого слова персональных компьютеров?

Никто не говорит (в том числе и я), что те ПК, которые мы знаем, предадут забвению. Если верить прогнозам, их объемы продаж после стремительного скачка в прошлом зафиксируются на уровне 300-350 миллионов в год. Да, бизнес хорош, но уже не так рентабелен, как хотелось бы. Кроме того, если контент и приложения переместятся в «облака», сегодняшние ПК и ноутбуки с их фантастическим уровнем производительности окажутся бесполезными.

Знаете, в то, что компьютеры могут быть персональными, я не верил с самого начала. Особенно умиляла махина 1981 года. Да и зачем далеко ходить? Моим настольным компьютером, например, свободно пользовались все, кто находился в радиусе 100 метров: от коллег на работе до родственников дома. В каком месте он был персональным, я так и не понял.

Пока около десяти лет назад на рынок не вышли ноутбуки, ни о каких ПК вообще речи не шло. И даже тогда они были настолько громоздкими и неудобными, что все по-прежнему предпочитали работать за моим компьютером. А вот когда появился первый смартфон (это был Handspring Treo), я наконец-то поверил, что слово «персональный» — это не просто прилагательное перед словом «компьютер». И оказался прав: сегодняшние смартфоны персональны дальше некуда. Тут вам и процессор, и память, и WiFi, и ОС. Чем не начинка настольного компьютера или ноутбука?

Две недели назад генеральный директор Salesforce.com Марк Бениофф сделал довольно интересное заявление. Он считает, что «Windows 8 станет последней операционной системой, которую выпустит Microsoft». То, что Бениофф, скорее всего, пользуется Linux, все поняли. Это его законное право. Но кто сказал, что он не прав? Каждая новинка — меньше и тоньше предыдущей. Соответственно, снижается потребность в мощной ОС. В недалеком будущем ее функции вообще может взять на себя браузер. Например, Google Chrome.

Вот с чем точно не поспоришь, так это с верховенством смартфонов над ПК. Ежегодно продается около 1,3 миллиарда «умников», которые по оценкам аналитиков к 2015 году захватят весь сегмент мобильных телефонов. Неудивительно, ведь смартфон и есть тот персональный компьютер, о котором все так долго мечтали. Дома его оставляют либо склеротики, либо очень счастливые люди. Он спокойно помещается в карман и сумку, а также выполняет функции личного цифрового ассистента (PDA — personal digital assistant). Кстати, впервые аббревиатура PDA прозвучала в 1993 году, когда Apple представила публике устройство под названием Newton Message Pad.

Итак, продажи iPhone 5 бьют все рекорды, производители смартфонов на базе Android (а их около 30) тоже стали оплотом современного рынка. Глядя на это, Microsoft отчетливо поняла, чего ей не хватает. И для нее релиз Windows Phone 8 — очередной шаг на пути к мечте. Microsoft пока третья в этой гонке, во многом благодаря поддержке Nokia. Но я верю, что грядет выпуск ее собственного смартфона, который понесет Windows Phone 8 в народные массы. Эта борьба будет жесткой: Apple, Google, Motorola — каждый из них претендует на звание лидера.

Но самой разрушительной силой обладают планшеты. Около 65% этого рынка уже принадлежат Apple, на счету которой 100 миллионов проданных iPad. Он превратился в золотой стандарт среди 10-дюймовых планшетов, поэтому его конкурентам придется прыгнуть выше головы, чтобы нагнать упущенное. Единственный, кому это удается, — Amazon. Компания работает по тому же принципу, что и Apple: создает собственную экосистему и внедряет в нее Kindle Fire. Что-то подобное пытается сотворить Google, да и Microsoft ждет та же участь. С другой стороны, у Apple есть двухгодичная фора, которая вовсе не означает, что компания собирается останавливаться на достигнутом.

То же самое можно сказать и про сегмент 7-дюймовых планшетов. Здесь царит iPad mini. Типа «и снова здравствуйте». Покупатели от этого только выиграют: вскоре производители наперегонки начнут совершенствовать дизайн и улучшать качество. Однако один из конкурентов iPad mini, с которым мне довелось пообщаться, оказался более прагматичен. Он отметил, что этот малыш буквально протоптал дорожку для планшетов своего класса и весьма удачно представил их публике.

Что касается титанов рынка ПК, их пока не удалось застать врасплох. Еще в 2001 году Dell, HP и ряд других производителей начали выпускать собственные планшеты, поставив на Windows Tablet Edition. Ошиблись, с кем не бывает. Важно другое: ни один из них, ни разу не задумался о сегменте потребительских услуг, который в итоге успешно заняли смартфоны и планшеты. Неудивительно, что Dell и HP занимаются инвестированием в серверы и ИТ-услуги, ведь соперничать с Apple, Google и Amazon бесполезно. Их последней надеждой стала Microsoft. Если ей удастся прорваться в сегмент consumer services, производители ПК подтянутся следом.

А пока чуда не случилось, планшеты проедают порядочную брешь в продажах ПК и ноутбуков. Так что рост рынка ПК точно не превысит пяти процентов в год. И то, благодарить за это придется IT-шников, а не рядовых потребителей, которым просто не нужны дорогие и высокопроизводительные машины. Соответственно, на рынке планшетов ожидается 200-процентный рост в течение ближайших двух лет. И к 2014 году их ежегодный уровень продаж превысит показатель ПК.

Знаете, если вы еще не продали душу гаджетам, можете это сделать прямо сейчас. В наших руках сейчас больше возможностей, чем было у NASA, когда оно отправило человека на луну. Инновации внедряются со скоростью молнии. Посмотрите на заголовки последних двух недель и вы поймете, что стали свидетелями исторического события. ПК, планшеты и телефоны готовятся к крупнейшим изменениям за все время их существования.