На этой неделе я побывал в штаб-квартире Microsoft, где мне удалось пообщаться с дизайнерами, разработчиками и инженерами RT-планшета Surface. Он появился на рынке как предполагаемый конкурент iPad, который на Amazon Marketplace стоит 649,95 долларов.

Мероприятие прошло без особой шумихи. Говорили о работе дизайнеров, продемонстрировали забракованные 3D-прототипы, подробно объяснили, как по отпечатку пользователя определяется местоположение пробела. Временами мне казалось, что я попал в рай компьютерных ботанов. Но даже это не помешало мне узнать одну очень важную новость: Microsoft расширяет сферу деятельности и отныне будет заниматься продажей не только ПО, но и соответствующего оборудования.

Если говорить непосредственно о планшете, его разработкой занимались подразделения Windows и Windows Live под чутким руководством Стивена Синофски. На него с какой стороны не посмотри, все равно увидишь «программного» парня. «Я люблю ПО», — признался Синофски. «Создавая любую программу, ты отчетливо понимаешь, что сдерживающих факторов всего два: время и собственное воображение. Делать можно все, что угодно. Главное, уложиться в поставленные сроки».

С оборудованием дела обстоят иначе. «Занимаясь дизайном «железа», забываешь о вседозволенности. Приходится тщательно продумывать каждый свой шаг и как минимум следовать базовым законам физики», — заключил он.

И все же, вызов был принят. Например, возьмем подставку для планшета. Она очень прочная, пользоваться ею может даже ребенок. Претензий нет. Тем не менее, Синофски настоял, чтобы шарниры при прокрутке издавали «правильный» звук. Всего шарниров три. Видимо, два держат планшет, а третий отвечает за звуковое сопровождение.

«Представьте, что вы захлопнули дверь высококлассной машины», — сказал с усмешкой Синофски. «Как по мне, звучит неплохо».

Очевидно, что Синофски гордится своим творением. Та же гордость звучала в голосе Тима Кука, когда он вышел на сцену и заявил, что держит в руках «лучший iPhone из когда-либо существующих». Что касается Microsoft, то ее можно поздравить с приобретением официального статуса поставщика оборудования. (Xbox 360, Zune и прочие периферийные устройства не считаются). Но была еще одна мысль, посетившая меня в тот день: OEM-производители, работавшие до этого с Windows RT, круто попали.

Ни для кого не секрет, что успех Microsoft всегда зависел от поставщиков оборудования и программного обеспечения. Если она хочет завоевать хотя бы кусочек рынка планшетов, без их поддержки Windows RT не обойтись. Но OEM? Компания вольна в своем выборе: может продолжить сотрудничество, а может и отказаться. Сдается мне, она предпочтет второй вариант.

Вопрос, а будет ли RT-планшет вообще пользоваться спросом, пока оставим без ответа. Мне нужно познакомиться с ним поближе, чтобы понять, есть ли у этой затеи будущее. (Кстати, когда вышел iPad, я тоже сомневался в его полезности. Зато теперь без него из дома не выхожу).

Посмотрим на проблему с другой стороны: зачем кому-то покупать RT-планшет, если это не Surface? Asus, Lenovo, Dell, Samsung — все они пообещали выпустить на рынок собственные устройства под управлением Windows RT. Честно, я не вижу в этом смысла. Surface довольно хорошо себя зарекомендовал, в основном, благодаря дизайну. «Мы изначально поставили себе цель воплотить в планшете все возможности компьютерных вычислений», — сказал Синофски. «Результатом стало гармоничное слияние элементов ПО и аппаратуры».

Вряд ли OEM есть, что добавить. Им остается только подстраиваться под функционал Surface.

К примеру, возьмем инновационную клавиатуру Touch Cover. Она стала «изюминкой» проекта, поскольку позволяет превратить Surface из обычной «игрушки» в мощный рабочий инструмент. Вы не поверите, но Touch Cover настолько незаменима, что ее цена в 119 долларов автоматически прибавляется к стартовой цене самого планшета — 499 долларов.

Соединение происходит посредством подмагниченного крепления, оно же питает саму клавиатуру. Технология отличная, но ее все равно придется продать независимым производителям Touch Cover. На днях Microsoft заявила, что категорически против подключения к планшету сторонних гаджетов, так что выбирать партнеров будут с особой тщательностью.

Судя по всему, переговорный процесс далек от завершения: пока на рынке представлены Touch Cover только производства Microsft.

Синофски четко обозначил преимущества планшета, когда «случайно» назвал Паноса Панайа, генерального менеджера по продуктам Surface, «OEM для Windows RT». «Конечно, это еще один производитель, который работает над созданием аппаратного обеспечения на том же этаже, на котором расположены кабинеты инженеров ПО. Он присутствует на каждом совещании и читает каждую инструкцию. Это один из авторов концепции, которая объединила в себе все возможности компьютерных вычислений».

Тем не менее, работать с Windows RT в качестве OEM довольно рискованно. Это стало понятно благодаря еще одному откровению Синофски, в котором он поделился своими впечатлениями от Surface. Логика, конечно, зашкаливает, но общий настрой понятен: «У меня было много планшетов, и это точно не планшет», сказал он. «В то же время, это лучший планшет из тех, что у меня были… Ноутбуков тоже было навалом. Surface — не ноутбук. Но в то же время, это лучший ноутбук из тех, которые мне довелось видеть».

М-да, борьба будет жесткой. Могут ли OEM в этом случае надеяться на лучшее?