Спектр учебных курсов Центра Знаний достаточно широк и охватывает как обучение рядовых сотрудников − системных администраторов, программистов и пользователей, так и представителей топ-менеджмента компаний. За 10 лет работы здесь достигли высоких результатов. Данный факт подтверждает компания Cisco, поставив Центр на первое место в мире  в рейтинге удовлетворенности клиентов качеством обучения. Эдуард Савушкин, вице-президент компании Инком, директор Центра Знаний, обрисовал общие тенденции в системе ИТ-образования, рассказал о подходах Центра к образовательному процессу, о направлениях деятельности, целях и задачах.


PCWEEK/UE: Эдуард, что вы можете сказать о системе ИТ-образования на рынке Украины? Насколько ее качество отвечает сегодняшним требованиям работодателей?

ЭДУАРД САВУШКИН: Стремительное развитие ИТ-отрасли, новые технологии и сферы применения требуют «квалифицированных рабочих рук». ИТ-специалист – профессия довольно молодая, и часто компетентным сотрудником является не зрелый мужчина 40 лет, а молодой парень 24-26 лет. Сегодня я бы характеризировал систему ИТ-образования на рынке Украины как период «кадрового голода». Такая тенденция сохраняется в течение последних 10-12 лет, хотя вузы ежегодно выпускают достаточное количество специалистов. Дело в том, что высшая школа не дает ИТ-компаниям стопроцентно подготовленных сотрудников. Я считаю весомым препятствием на пути развития ИТ-образования учебную программу вузов, структура которой утверждена соответствующими министерствами. Студентов по какой-то причине больше готовят к научной карьере, а не к практической деятельности. Хотя очень важно знать, как те или иные знания эффективно применить на практике.

В современных программах вузов 60% времени отведено на обязательные академические (нормативные) дисциплины, что делает структуру подготовки специалиста негибкой. Это, в свою очередь, не позволяет высшей школе менять программы обучения, отражая новые тенденции в области ИТ. Однако преподаватели высшей школы Украины понимают все плюсы и минусы системы образования и пытаются найти оптимальные решения проблем. Радует, что государство также совершает определенные шаги для изменения процесса обучения ИТ-специалистов. Например, письмо Минобразования Украины, направленное должностным лицам и руководству вузов, содержит рекомендации относительно улучшения качества подготовки сотрудников для ИТ-отрасли.

Большинство компаний принимает на работу выпускников, качество и уровень подготовки которых не соответствуют требованиям рынка. Молодого специалиста приходится доучивать, показывать, как применять свои знания в конкретных проектах. На процессы адаптации и «выращивания» внутри коллектива высококвалифицированного сотрудника уходит время. Хорошо, если это занимает от 3 до 6 месяцев, потому как для некоторых специальностей потребуется до 3 лет. А поскольку знания в ИТ-сфере устаревают очень быстро, после получения высшего образования специалисты всё равно должны постоянно повышать квалификацию.

PCWEEK/UE: Расскажите о направлениях деятельности Центра Знаний. Как часто открываются новые направления, чем это обусловлено?

Э.С.: Уже много лет подряд приоритетным остается обучение по программам Cisco, в котором Центр Знаний занимает лидирующие позиции и на рынке Украины, и в странах СНГ. Мощная лабораторная база, команда квалифицированных тренеров, высокий уровень компетенций – ключевые критерии, позволяющие проводить качественное обучение по всем продуктам Cisco. Сейчас мы имеем наивысший статус – Cisco Learning Partner Specialized. Второе авторизованное направление – это Microsoft, нам присвоен статус – Silver-партнер. Третьей специализацией можно назвать ITIL. Самое интересное, что мы единственные в Украине, кто имеет авторизацию по этим курсам. Среди других направлений – базовые курсы по Oracle, Project Management, Java, семейство Unix / Linux. Мы всегда стремимся идти в ногу со временем и следим за тенденциями развития технологий. Как результат – открываем новые направления и курсы, развиваем и совершенствуем существующие.

PCWEEK/UE: Кто основной потребитель ваших услуг?

Э.С.: Если говорить о масштабах бизнеса, то чаще всего это преставители корпоративной сферы и СМБ. К нам приходят обучаться люди из различных направлений бизнеса: финансовой сферы, телекоммуникационного сектора, госучреждений, всех сфер промышленности. В разрезе должностей – все уровни инженерного состава. Руководство предпочитает проходить обучение по ITIL. По специальностям – это разработчики, администраторы, те, кто поддерживает ИТ-системы, управляющий персонал, конечные пользователи. Они обучаются на курсах по направлениям своей деятельности – безопасность, IP-телефония, дата-центры и др.

PCWEEK/UE: Расскажите о подходах Центра Знаний к образовательному процессу – формах и методах обучения. Каким образом вам удается подготавливать высококвалифицированных специалистов?

Э.С.: Обучение проходит в виде тренингов, все занятия носят практический характер. По направлению Cisco, например, в своей работе мы используем лабораторную базу Cisco Remote lab, которая позволяет на конкретном оборудовании с помощью Интернета «вживую» показать принцип работы системы. Из любой точки мира клиент может подключиться к оборудованию, проверить настройки и попробовать его в работе.

PCWEEK/UE: Как формируется штат преподавателей Центра Знаний?

Э.С.: В штате экспертов Центра Знаний есть украинские и зарубежные специалисты. Процесс отбора кандидата на должность преподавателя проходит в три этапа. Кроме того, каждые полгода мы оцениваем педагогов и как специалистов, и как личностей. Безусловно, тренеры постоянно делятся опытом между собой. Существующая карта развития сотрудников позволяет постоянно повышать уровень сертификации, приобретая всё новые и новые знания.

Что касается качества подготовки, то, к примеру, на Cisco Learning Summit, который проходил в Лондоне, Центр Знаний получил первое место в рейтинге удовлетворенности клиентов качеством обучения. Я считаю, это весомый показатель уровня наших выпускников.

PCWEEK/UE: Что нужно знать руководителю, который принял решение направить своих сотрудников на курсы повышения квалификации?

Э.С.: Изначально руководитель должен понимать, с какой целью он принял решение повышать квалификацию своего сотрудника. Если обучение необходимо для получения знаний, чтобы качественно обслуживать бизнес, то выбор правильный. Ведь высококвалифицированный персонал позволяет свести к минимуму количество ошибок и потенциальных затрат. Важно ответственно подойти к процессу обучения, тщательно все спланировать. Желательно сделать обучение беспрерывным, немаловажным фактором является процесс интеграции со стратегией предприятия.

PCWEEK/UE: Поделитесь реальными историями успехов, в которых обучение в вашем центре способствовало достижению карьерных высот, помогло сделать серьезные шаги в личностном и профессиональном росте.

Э.С.: Примеров на самом деле много. Большинство ИТ-директоров проходили обучение именно у нас. Есть и сотрудники, которые после получения образования (и благодаря ему) стали занимать высокие должности в крупных компаниях.

PCWEEK/UE: В этом году Центру Знаний исполняется 10 лет. Подведите итоги работы на рынке. Что планируете в будущем, какие перспективы развития?

Э.С.: Могу с гордостью отметить: качество обучения в Центре Знаний соответствует международному уровню, а это говорит о многом. Ведь у отечественного производителя услуги можно получить высочайший уровень знаний и умений на месте, не выезжая за границу. В течение 10 лет мы работали над совершенствованием методик обучения и умением донести знания и практический опыт слушателям. В итоге заказчик получает 100%-ю окупаемость инвестиций, направленных на обучение и развитие персонала.

В настоящее время Центр Знаний занимает лидирующие позиции на локальном рынке, и для нас важно их сохранить. В планах – увеличение объема услуг в наших филиалах в Беларуси и Казахстане, выход на новые рынки в Средней Азии. Несомненно, мы постоянно стремимся поддерживать качество обучения, работаем над повышением квалификации преподавательского состава.