Краткая история релизов Windows

Многие ожидают, что Windows 8 оживит ПК-продажи - но будет ли это так? Окинем взглядом 22-летнюю историю релизов операционной системы Microsoft и ее влияния на ПК-рынок.

Повторяется ли история Windows?

Windows 8, операционная система Microsoft следующего поколения, стартует 26 октября, и для изготовителей ПК и поставщиков комплектующих ставки довольно высоки.

Согласно прогнозам ПК-продаж, 2012 год вырисовывается как самый мрачный за последнее десятилетие; он нанес удар игрокам ПК-рынка - от Intel и AMD до HP и Dell. Для многих из этих компаний Windows 8 дает надежду с ее обновленным ГИП-интерфейсом и сенсорными функциями, которые должны вдохнуть новую жизнь в старый добрый ПК.

Но каков реальный потенциал Windows в плане ускорения ПК-продаж? Как показывают данные рынка, влияние ОС было разным на протяжении ее истории.

Вспомним пять главных релизов этой ОС и посмотрим, как они повлияли тогда на рынок ПК.

Windows 3.0

Третий крупный релиз Windows, 3.0, был по сути первым, когда ОС приобрела тот отличительный вид, к которому так привыкли сегодня пользователи.

Windows 3.0 была выпущена 22 мая 1990 г. и устанавливалась с дискет. Вкупе с пакетом обновления до Windows 3.1 было продано 10 млн. копий в первые два года после ее появления.

Как отмечает Microsoft, Windows 3.0 дала пользователям лучшую графику, 16 цветов интерфейса и улучшенные пиктограммы. Также, она обеспечила поддержку самого передового тогда 386-го процессора Intel, и программы стали работать существенно быстрее. В этой версии дебютировали новые встроенные приложения: Program Manager и File Manager.

Влияние Windows 3.0 на рынок

Согласно данным, совместно опубликованным аналитиками IDC и брокерской фирмой Wachovia Capital Markets, выпуск Windows 3.0 сопровождался скачком ПК-продаж; поставки выросли с примерно 5 млн. шт. в 3 квартале 1990 г. до примерно 6 млн. шт. в 4 квартале - после выпуска новой ОС.

Корреспондент BBC News Марк Уорд назвал Windows 3.0 и 3.1 первыми релизами новой (после DOS) операционной системы Microsoft, которые «завоевали громадный всемирный успех» и стали первыми релизами, сделавшими IBM PC серьезным соперником платформы Apple Macintosh.

Windows 3.0 была также первым релизом ОС, который потребовал - для многих - сделать апгрейд оборудования, установив больше памяти, как отметил InfoWorld в статье 1990 года, что и могло привести к росту ПК-продаж.

Windows 95

Windows 95, выпущенная 24 августа 1995 г., обозначила новую веху для Microsoft, и было продано рекордное количество - 7 млн. копий - в первые 5 недель. Помогли, конечно, маркетинговые усилия; выпуск Windows 95 был одним из самых широко рекламируемых (помните ролик с песней «Start Me Up» в исполнении Rolling Stones?), и главный акцент делался на революционном меню «Пуск».

Интернет-бум был в разгаре, и Windows 95 предложила встроенную поддержку Web наряду с новыми функциями Plug-and-Play, которые облегчили установку новых аппаратных компонентов.

Главный управляющий Microsoft Стив Баллмер провел сравнение между предстоящим релизом Windows 8 и тогдашним бурным дебютом Windows 95. «В каком-то смысле это во многом напоминает нам 1995 год - мы предлагаем самую захватывающую новую версию Windows за многие годы», - заявил Баллмер в июле, как сообщал The Wall Street Journal.

Влияние Windows 95 на рынок

Windows 95 в свое время оказала, наверно, самое большое влияние на рынок.

Хотя продажи самой ОС - т. е. коробок с CD-ROM или дискетами - были чуть ниже ожиданий, продажи ПК в 4 квартале 1995 г. выросли почти на 30% благодаря этой новой ОС, говорится в статье The New York Times со ссылкой на исследование фирмы Computer Intelligence Infocorp в январе 1996 г.

По ее оценке, было продано 9,9 млн. шт. ПК с предустановленной Windows 95 в одном лишь этом квартале - прежде всего, как считает фирма, благодаря мощной маркетинговой кампании Microsoft.

Windows XP

Windows XP, выпущенная 25 октября 2001 г., была одним из первых релизов ОС, предложивших отдельно потребительскую и корпоративную версии.

Windows XP Home Edition включала больше приложений для мультимедиа, в том числе Windows Media Player, Windows Movie Maker и расширенные возможности обработки цифровых фотографий. Также, она дала пользователям более «ясный, упрощенный визуальный дизайн», говорится на вебсайте Microsoft.

Windows XP Professional, предназначенная для организаций, включала функции безопасности, нацеленные на корпоративные ИТ-подразделения, в том числе поддержку удаленных десктопов, шифрование файловой системы, а также функции восстановления системы и работы в сети.
Также, это была первая версия с единым центром поддержки Help and Support.

Влияние Windows XP на рынок

Windows XP, похоже, не смогла достичь такого же влияния, как Windows 95.

Согласно IDC, мировые поставки ПК в 4 квартале 2001 г. (когда Windows XP стартовала во всем мире) даже снизились на 6,1% относительно предыдущего года. В США цифры были еще слабее: поставки упали на 8,6% за год.

Справедливости ради IDC добавляет, что продажи чуть выросли в 4 квартале по сравнению с третьим, но 2001 год в целом закончился как один из самых слабых для ПК-отрасли. Gartner, в другом отчете, на который ссылается CNET, пишет, что 2001 год был единственным, когда ПК-рынок сократился с 1985 года.

Windows Vista

Vista, дебютировавшая в январе 2007 г., предложила новую панель задач и вообще «более свежий» вид. Также, она включала более мощную функцию Search, позволяя легче находить нужные файлы, и новый инструмент User Account Control, чтобы помочь оградить ПК от потенциально вредоносного ПО.

Согласно справке на вебсайте Microsoft, Vista превратила ПК в мультимедийный центр благодаря переделанному Windows Media Player и новым функциям просмотра ТВ, отправки фотографий и даже редактирования видео.

Но несмотря на всю эту функциональность, Vista рассматривается сейчас как один из самых больших провалов в истории Microsoft, она даже удостоилась первого места в списке главных ИТ-разочарований года, составленном журналом PC World в 2007 году. Обозреватели считали, что Vista была более громоздкой и медленнее XP, не говоря уже о проблемах совместимости с целым рядом ПО и устройств.

Влияние Vista на рынок

Влияние Vista на ПК-продажи, согласно Gartner, было «очень ограниченным».

В 4 квартале 2006 г. (т. е. до выпуска Vista) ПК-продажи шли прекрасно. Мировые ПК-поставки выросли на 7,4% по сравнению с предыдущим годом и было продано 67,3 млн. ПК во всем мире. В 1 квартале 2007 г., после старта Vista, ПК-поставки были ниже: Gartner называет цифру около 62,7 млн. шт.

«Официальный старт Vista на потребительском рынке в январе имел очень ограниченное влияние на общемировые поставки по сравнению с предыдущим кварталом, - пишет Gartner. - Если сравнивать по месяцам, то зрелые регионы испытали пик спроса сразу после релиза. Vista была принята главным образом в потребительском сегменте и среди очень мелких фирм в зрелых регионах».

Windows 7

Последний на сегодня релиз - это Windows 7, которая стартовала в октябре 2009 г. Согласно данным Microsoft, она быстро стала ее самой продаваемой ОС всех времен, и к осени 2010 года продавались почти 7 копий ПО каждую секунду.

Конечно, пик продаж мог быть вызван тем, что разочарованные пользователи Vista уже были готовы бежать с корабля, но тут явилась Windows 7, предложившая совсем новые функции, которые и привлекли пользователей - в частности, Snap, Peel и Shake, которые взбодрили интерфейс, дав более интерактивный способ менять размер окон и сравнивать их.

Windows 7 дала также дорогу Windows Touch, и пользователи, при соответствующей аппаратной поддержке, могли просматривать Web или пролистывать фотографии простым движением пальца.

Этот релиз сделал также возможным потоковую передачу музыки и видео с компьютера на телевизор.

Влияние Windows 7 на рынок

Windows 7 не оказала большого влияния на ПК-продажи, когда стартовала в октябре 2009 г., но имела гораздо больший (и положительный) резонанс, чем прежняя Vista.

Согласно Gartner, ПК-поставки в 3 квартале (как раз перед выпуском Windows 7) составили 80,9 млн. шт. В 4 квартале, сразу после всемирного старта Windows 7, поставки ПК превысили 90 млн. шт.
«Windows 7 была выпущена в 4 квартале 2009 г. Хотя выпуск новой операционной системы не создал дополнительный спрос на ПК, он был хорошим инструментом продаж в праздничную неделю», - отмечает Микако Китагава, главный аналитик Gartner.

The NPD Group отметила также, что влияние Windows 7 было более заметно на рынке настольных ПК, чем ноутбуков.

Windows 8

Windows 8, долгожданный новый член семейства операционных систем Microsoft, была предметом обсуждения ИТ-сообщества уже многие месяцы.

Центром внимания стал ее совершенно новый пользовательский интерфейс, привычный скорее пользователям планшетов, чем традиционных ПК.

Культовое меню «Пуск» исчезло из Windows 8, но для тех, кто еще не готов с ним расстаться, предусмотрен альтернативный режим, возвращающий пользователей в привычный мир «рабочего стола».

Все новые устройства, выпускаемые с Windows 8, от ультрабуков до планшетов и трансформируемых ПК, будут иметь сенсорный экран. Microsoft готовит и собственный планшет Surface, который также стартует вместе с ОС в день 26 октября.

Влияние Windows 8 на рынок

Мы не узнаем о реальном влиянии Windows 8 на рынок раньше следующего квартала. Но можно сказать наверняка, что изготовители ПК на это очень рассчитывают.

Согласно Gartner, в 3 квартале ПК-продажи упали на 8% относительно прошлого года, и влияние этого падения ощущается почти во всех уголках рынка.

Intel недавно сообщила, что доход ее подразделения PC Client Group за квартал снизился на 8% по сравнению с прошлым годом. HP в августе также назвала неутешительные цифры: ее потребительские ПК-продажи упали на 17%.

Многие рассчитывают на Windows 8 как на спасительную силу с ее новыми сенсорными функциями, стирающими грань между традиционными ПК и планшетами, которые так полюбились теперь пользователям. Но сможет ли это новое дитя Microsoft вновь возжечь огонь любви потребителей к ноутбукам? Время покажет.