Компания «Дробак» известна в Украине как один из крупнейших поставщиков зарядных устройств и аккумуляторов для ноутбуков и портативной техники. Подобно многим американским и европейским вендорам, ОЕМ-заказы на производство предприятие размещает в Китае. О специфике рынка аккумуляторных батарей, тонкостях производственного цикла и становлении бизнеса «Дробак» мы говорили с ее генеральным директором Александром Вовк.


PCWeek/UE: Давно ли ведет свою деятельность фирма Drobak? Каким бизнесом вы занимались на старте, как давно сфокусировались на аккумуляторах для мобильных устройств?

Александр Вовк: Компания «Дробак» была основана в 2008 году как интернет-магазин по продаже ноутбуков. Однако с наступлением кризиса мы решили диверсифицировать род своей деятельности и освоить новую рыночную нишу, которая тогда была свободной. К концу 2008 года мы осуществили первые поставки аккумуляторных батарей в Украину. Уже в 2009 году начали вести переговоры с известным заводом в Китае о выпуске аккумуляторов для ноутбуков под собственной торговой маркой. В результате мы подписали договор на производство ОЕМ-продукции и уже в 2010 году в Украину прибыла первая партия аккумуляторов для ноутбуков под маркой «Дробак».

Что касается так называемых универсальных мобильных батарей (УМБ), то первые пробные поставки были сделаны еще в конце лета 2011 года. Мы не знали, как на них отреагирует рынок, но решили сделать ставку на широкий модельный ряд и не прогадали. Сегодня линейка УМБ - один из лидеров продаж.

PCWeek/UE: Как построен производственный цикл в вашей компании? Где находится отдел исследований и разработок?

А. В.:
Вся продукция, которая поставляется в Украину под нашей торговой маркой, изготавливается в КНР. Производственные мощности компании расположены в китайской провинции Шеньчжэнь.

Очевидно, что спрос на аккумулятор для новой модели ноутбука появляется лишь через 3-6 месяцев после выпуска на рынок самого лэптопа. Этот период мы используем для тщательного тестирования новой модели батареи. После того, как завод сделает пробные модели, их отправляют в Киев для проверки и выявления возможных недостатков. Только после всесторонней «обкатки» мы передаем заказ на серийное производство новинки.

PCWeek/UE: Какой диапазон ноутбуков в процентном выражении покрывает ваш модельный ряд аккумуляторов (без учета УМБ)? Вы ориетируетесь на любые лэптопы, включая нетбуки?

А. В.:
С уверенностью можно сказать, что ассортимент предлагаемых нами аккумуляторов на сегодняшний день покрывает 95% моделей ноутбуков, представленных на украинском рынке. Оставшихся пять процентов – это те модели ноутбуков, которые выпущены совсем недавно, а также лэптопы, возраст которых превышает шесть и более лет. Мы поставляем батареи как для ноутбуков, так и нетбуков.

PCWeek/UE: Есть ли возможность поставлять батареи для «экзотических» моделей ноутбуков? Если да, то насколько такая услуга повышает цену товара для заказчика?

А. В.:
Наша компания уже давно практикует поставку аккумуляторных батарей под заказ для своих партнеров. Но если речь идет о редких моделях батарей, возможность их производства будет оцениваться, исходя из экономических показателей. С другой стороны, сегодня в нашем ассортименте можно найти аккумуляторы таких брендов как Clevo, Mitac, Gateway, BENQ, которые мало распространены в Украине, однако пользуются стабильным спросом среди заказчиков.

PCWeek/UE: Перечислите наиболее важные направления вашего бизнеса? Какой процент в обороте занимает каждое из направлений?

А. В.:
Аккумуляторы для ноутбуков являются основным и наиболее важным направлением нашей деятельности. Продажи этой продукции составляют примерно 35% нашего оборота. С середины 2011 года в нашем ассортименте появились универсальные мобильные батареи, их доля в общем обороте компании достигает 25%. Кстати, данное направление мы планируем усиленно развивать и дальше. На блоки питания для лэптопов приходится 15% сбыта, батареи для фото- и видеокамер – 10%. Оставшиеся 15% разделили между собой защитные пленки для смартфонов, матрицы и клавиатуры для ноутбуков.

PCWeek/UE: Планируете ли вы экспорт продукции или намерены сфокусироваться только на украинском рынке?

А. В.:
На данный момент основным рынком сбыта нашей компании является территория Украины. Планов на покорение Европы и ближнего зарубежья пока нет. Но в перспективе расширение бизнеса за счет экспорта мы не исключаем.

PCWeek/UE: С какими крупными корпоративными заказчиками в Украине вы сотрудничаете?

А. В.:
Мы сотрудничаем со многими крупными клиентами и партнерами. На сегодня среди постоянных корпоративных клиентов можно отметить: государственное предприятие «Укрзалізниця», аэропорт «Жуляны», а также банки, страховые компании и т. д. В связи с активной деятельностью компании в корпоративном сегменте мы даже приняли решение о формировании соответствующего отдела.

Среди наиболее важных партнеров я бы назвал супермаркет электроники «Rozetka», сеть специализированных розничных магазинов по продаже компьютерной техники - «DіaWest - Комп’ютерній світ», интернет-магазин бытовой техники и электроники «АЛЛО» и другие компании.

PCWeek/UE: Какие у вас планы по развитию бизнеса? Есть ли намерения в перспективе выйти на рынок аккумуляторов для планшетов?  Запустить в продажу батареи на солнечных элементах?

А. В.:
Основной приоритет на 2012 год — закрепление лидерских позиций. Есть и планы по выводу на рынок новых товарных линеек, однако более конкретно об этом мы расскажем вам позже. А вот рынок аккумуляторов для планшетов на сегодня закрыт: в этих устройствах используются преимущественно встроенные аккумуляторы. Иными словами, пользователь не сможет самостоятельно поменять аккумулятор. Поэтому в случае необходимости рекомендуем воспользоваться УМБ для подзарядки планшета.

Еще несколько лет назад мы протестировали универсальные мобильные батареи на солнечных элементах и пришли к выводу, что такие УМБ не очень эффективны в условиях нашего климата. Ведь в Украине не такой жаркий климат, как, например, в ОАЭ или Египте.

PCWeek/UE: Хотя большинство западных именитых вендоров производят свою продукцию в Китае, название этой страны все еще ассоциируется у большинства украинских потребителей с плохим качеством (часто не без причины). В связи с этим, собираетесь ли вы перенести производство в Украину в перспективе?

А. В.:
Я неоднократно обращал внимание на тот факт, что «Китай Китаю — рознь». Не секрет, что даже такие успешные компании, как Apple, производят продукцию в КНР. Проблема в том, что покупая дешевое ЗУ на рынке, наш соотечественник искренне надеется, что оно будет работать вечно и не испортит технику. Но, к сожалению, некачественная батарея для ноутбуков может стать причиной не только преждевременной смерти устройства, но даже взрыва. Украинский рынок переполнен подделками, поэтому покупатель, совершая покупку, должен проявить бдительность.

Вся продукция «Дробак» проходит трехэтапную проверку на заводе на стадии изготовления, а после прибытия товара в Украину - еще одну, финальную. Товары под маркой «Дробак» имеют несколько уровней защиты, начиная от наклейки на товаре и гарантийной пломбы, и заканчивая фирменной упаковкой и логотипом на поверхности. Кроме того, на аккумуляторы для ноутбуков нашего производства, мы предоставляем бесплатное гарантийное обслуживание 18 месяцев, хотя многие производители лэптопов на батареи в комплекте дают гарантию не более полугода. Поэтому я не могу согласиться с утверждением, что заводы в Китае выпускают некачественную продукцию.

А вот перенос производства в Украину пока невозможен. К сожалению, на сегодняшний день нам рентабельнее привезти продукцию из Китая в Украину, чем провести полный цикл производства в нашей стране. И в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится. Хотя могу однозначно заявить, что мы бы и сами хотели производить нашу продукцию на отечественных предприятиях.