Рынок M2M (machine-to-machine) открывает огромные возможности для роста и извлечения прибыли, но чтобы реализовать этот потенциал, сервис-провайдерам и операторам связи необходимо решить фундаментальные вопросы обеспечения глобального покрытия сетью и снижения стоимости роуминга.

Ана Таварес-Латтибодьер, руководительница программы Connected Living, запущенной Ассоциацией GSM (GSMA), указывает, что этот рынок обладает огромным потенциалом роста. По данным совместного исследования GSMA и компании Machina Research, общее число подключенных устройств должно вырасти с сегодняшних 9 млн. до 24 млн. в 2020 г.

В результате к концу 2016-го игроки рынка M2M смогут получить доход в 1 трлн. долл., который за четыре года возрастет до 1,2 трлн. Доход за 2011-й Machina Research оценила в 162 млрд. долл. По словам Таварес-Латтибодьер, это демонстрирует рост рынка и его влияние на бизнес.

В области межмашинных коммуникаций имеются огромные возможности роста. Но методы обеспечения соединений независимо от географического положения остаются разрозненными, а проблемы стоимости — нерешенными. Это удерживает провайдеров от расширения операций.

Другая исследовательская фирма, Berg Insights, заявила в апреле, что количество беспроводных соединений в мире в прошлом году составляло 108 млн. Ожидается, что при ежегодном росте на уровне 27,2% оно достигнет 359,3 млн. в 2016-м, причем наибольший рост будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион и особенно на Китай.

“В 2011 г. наблюдался взлет коммуникаций M2M в Китае. Мы считаем, что к концу 2011-го компания China Mobile превратилась в крупнейшего в мире провайдера M2M, имея около 14 млн. подписчиков. Если данная тенденция сохранится, китайский рынок за три года превзойдет рынок США по абсолютным показателям”, — утверждает Тобиас Риберг, старший аналитик и соучредитель Berg Insight.

Фрагментация сети и все еще высокая стоимость

Второй соучредитель Berg Insight, Йохан Фагерберг, заявил в интервью ZDNet Asia, что несмотря на очевидно большой потенциал рынка фрагментация мобильных сетей на национальном уровне представляет главную проблему для международных коммуникаций M2M.

Как правило, в каждом географическом регионе предприятия должны работать с одним или несколькими операторами, чтобы обеспечить глобальное покрытие. Это может означать необходимость взаимоотношений с десятком операторов, использующих свои, особые сетевые платформы, что затрудняет развертывание, отметил Фагерберг.

Он добавил, что есть два пути создания универсальной сети M2M: сотрудничество между операторами, в результате которого появятся совместные продукты для международного рынка, и стандартизация платформ силами специализированных сервис-провайдеров, таких как Jasper Wireless и Ericsson. Компания Vodafone, например, для предоставления услуг M2M по всему миру обеспечила свое глобальное присутствие и партнерство с другими сетями. Но у нее есть белые пятна в Китае и Латинской Америке. И даже в США, где ее партнером является Verizon, вместо повсеместно принятого там стандарта GSM применяется CDMA, отметил аналитик.

“Группы ведущих международных операторов разрабатывают платформы для предоставления международных услуг. Однако и такие, как Vodafone, не могут предложить непосредственного покрытия во всех основных странах и регионах мира, — сказал он. — Можно использовать роуминг, но не в больших масштабах и не на важнейших рынках вроде Бразилии и Китая, где постоянный роуминг не допускается”.

Компания SingTel является региональным оператором связи, который сделал ставку на участие в паназиатском партнерстве Bridge Alliance, чтобы привлечь перспективных клиентов в области M2M. Её представитель заявил, что чрезмерно высокая стоимость роуминга M2M может быть снижена за счет соглашений с операторами, имеющими сети с большим покрытием. Благодаря партнерству SingTel обеспечила весьма конкурентоспособные условия для роуминга в тринадцати странах Азии.

Адаптация к вертикальным рынкам

Таварес-Латтибодьер добавила, что для достижения операторами прогнозируемого по данному рынку уровня доходов им необходимо понимать требования, предъявляемые вертикальными сегментами, сложный и фрагментарный характер цепочек извлечения прибыли, а в некоторых случаях — свою недостаточную осведомленность об имеющихся возможностях.

Развивая эту тему, она подчеркнула важность стратегических партнерств на вертикальных рынках между операторами и компаниями, особенно для предоставления подключенных приложений и устройств в будущем. Например, сотрудничество необходимо для создания гибких мобильных пакетов данных, соответствующих вертикальным приложениям, или для обеспечения полной совместимости платформ M2M с устройствами, подключенными с использованием различных технологий, в том числе и не относящихся к сотовой связи.

Представительница GSMA указала также, что операторам сетей следует подготовиться к огромному трафику мобильных данных, передаваемых подключенными устройствами. По её словам, в настоящее время объем передаваемых данных не создает трудностей. Но поскольку участвующие в M2M устройства “болтливы по своей природе”, они, как ожидается, создадут существенный трафик мобильных данных.

“Это потребует от операторов эффективного управления своими мобильными сетями и создания потенциала для удовлетворения растущего спроса, связанного с увеличением числа подключаемых устройств”, — сказала она.

Международные операторы должны также обеспечить аутентификацию SIM-карт для различных платформ устройств M2M, подчеркнула Таварес-Латтибодьер. Такая проблема возникает, когда при роуминге система аутентификации одного оператора запрашивает данные с SIM-карты другого. И при отсутствии интероперабельности соединение может не устанавливаться.

На вопрос о роли GSMA в решении этих фундаментальных проблем Таварес-Латтибодьер ответила, что данная организация основное внимание уделяет созданию экосистемы для мобильных операторов, производителей и вертикальных отраслей, в рамках которой они могли бы взаимодействовать в разработке M2M и подключаемых устройств будущего.

Некоторые задачи предусматривают устранение имеющихся препятствий, что требует коллективных усилий, таких как роуминг данных, и подталкивания операторов связи к тому, чтобы они предоставляли возможность подключения не только в вертикальных отраслях.