НомериТемиСлайдшоуПодіїРішенняФорум
пошук  
Mirohost - найбільший хостинг в Україні
 >  >  > 
https://www.imena.ua/ua

Новости ИТ-бизнеса

Современные решения
 

Крах доткомов 2.0?

06.08.2012

Ничто не ново под луной. Очередной раз это подтверждается круговоротом событий в связи с неудачным первичным размещением акций (IPO) Facebook, в которых некоторые эксперты усматривают признаки начала второго краха доткомов (от англ. dot com, или .com). Первый случился на рубеже веков и привел 10 марта 2000 г. к падению индекса NASDAQ, до того на протяжении нескольких лет росшего скачкообразными темпами и достигшего отметки более 5000 пунктов. Тогда жертвами кризиса пало множество компаний, включая уличенную в ежегодных нелегальных банковских операциях для увеличения прибылей WorldCom (третье по величине банкротство в истории США), NorthPoint Communications, Global Crossing, JDS Uniphase, XO Communications и др. У многих доткомов закончились средства, и они были куплены или ликвидированы; доменные имена выкуплены по остаточным ценам конкурентами или инвесторами. Некоторые компании и их правления были обвинены в мошенничестве за неправильное использование средств вкладчиков, а Комиссия по ценным бумагам и биржам США оштрафовала крупнейшие инвесторские компании (например, Citigroup и Merrill Lynch) на миллионы долларов за введение в заблуждение инвесторов. В результате кризиса было зафиксировано падение рыночной стоимости зарегистрированных на фондовой бирже NASDAQ компаний на 5 трлн. долл.

Возможность начала второй волны краха доткомов сейчас неразрывно связывают с крупнейшей в мире социальной сетью Facebook. Первый с момента выхода на биржу финансовый отчет компании (за II кв. 2012 г.), совершившей самое дорогое IPO в истории американского технологического сектора, стал полным разочарованием. Facebook сообщила об убытках и расписалась в неспособности монетизировать бурный рост числа пользователей, выходящих в сеть с мобильных устройств. Перспективы Facebook остаются неясными — компания не сделала никакого прогноза на будущее, отмечают аналитики.

“Увидим ли мы в какой-то момент новый скачок их бизнеса? Проблема в том, что они [Facebook] не дают ориентира, поэтому приходится ждать, чтобы узнать, что происходит”, -- выразил Reuters свои опасения аналитик Oppenheimer & Co Джейсон Хелфстайн.

“Facebook определенно должна разъяснить то, каким образом собирается зарабатывать деньги на мобильных приложениях. Те инициативы, которые существуют на сегодняшний день, создают трудности для Facebook с получением доходов от мобильных приложений”, — полагает аналитик Saxo Bank Сверрир Сверрисон.

Более умеренной точки зрения в своем отчете придерживаются аналитики Renessance Capital. Они считают, что пока о стратегии компании в сфере мобильной рекламы судить рано: “Facebook все еще на ранней стадии монетизации услуг для мобильных пользователей, и в компании, представляя финансовые результаты, отметили, что формат “спонсированных историй” для мобильных устройств начал активно применяться только в июле”.

В минувшую пятницу акции Facebook рухнули на 12%, продемонстрировав самое значительное в своей короткой биржевой истории падение. С момента майского IPO рыночная капитализация социальной сети сократилась на 38% — до 56,3 млрд. долл., свидетельствуют данные Bloomberg. Еще ни одна крупная компания, прошедшая процедуру IPO, не теряла свою стоимость так быстро.

Хотя выручка Facebook во II квартале нынешнего года выросла на 32% — до 1,18 млрд., темпы роста оказались самыми низкими за период с I квартала 2011 г. (107%), когда компания только начала раскрывать информацию о динамике выручки. До размещения акций на бирже Facebook на протяжении восьми лет показывала заоблачные темпы роста. Однако после IPO акции компании стали снижаться. Возможно, инвесторов смутило превышение более чем в 50 раз стоимости акций относительно их прибыльности. Кроме того, рынок засомневался в способности соцсети удержать высокие темпы роста в долгосрочной перспективе на фоне перехода многих пользователей к использованию мобильных устройств.

“Инвесторы всегда платили за потенциал Facebook. Очевидно, что сегодня они не готовы выкладывать за него столько же, так как до его реализации может пройти еще несколько лет”, — цитирует Bloomberg аналитика Raymond James & Associates Аарона Кесслера.

Кроме Facebook, неудачи сопутствовали и ряду других акционировавшихся компаний, в частности скидочному сервису Groupon и разработчику социальных игр Zynga, вышедших на биржу в ноябре и декабре 2011 г. соответственно. Акции обеих компаний с тех пор потеряли по две трети своей начальной стоимости. А сервис онлайн-радио Pandora, разместивший акции на бирже в июне прошлого года, потерял в стоимости более 40%.

“Это дежавю”, — сравнил нынешнее положение дел со временами краха доткомов в интервью телеканалу CNBC юрист Джейкоб Заманский, представляющий интересы инвесторов Facebook в иске к биржевому оператору NASDAQ.

Аналитики и инвесторы пытаются понять, почему крупнейшее технологическое IPO обернулось катастрофой. Издание The Financial Times связывает обвал котировок с техническими сбоями в первый день торгов. Из-за ошибок в работе ПО биржи NASDAQ торги акциями социальной сети начались с задержкой на полчаса, еще на протяжении двух часов данные о сделках с акциями компании отображались некорректно. В результате брокерские компании не знали, сколько именно акций Facebook и по какой цене они приобрели. Когда перебор бумаг обнаружился, они начали продавать их, что и способствовало падению котировок социальной сети, поясняет британская газета.

По другой версии обвал котировок был целенаправленным, и причастны к нему были как раз соорганизаторы IPO Facebook — инвестбанки Goldman Sachs и JP Morgan, пишет The Wall Street Journal. Юридической фирмой Glancy Binkow & Goldberg LLP в суд штата Калифорния был подан иск к Марку Цукербергу, Facebook и организаторам ее IPO. В иске указывалось, что Facebook, будучи в сговоре с организаторами ее IPO, скрыли от рынка информацию, в которой понизили свои прогнозы финансовых показателей. Утверждается, что эту информацию получили только крупные клиенты банков.

Впрочем, история неудачного IPO Facebook не стала показательной. К примеру, с момента выхода на биржу в мае 2011 г. акции профессиональной соцсети LinkedIn прибавили в стоимости 124%, а бумаги социального сервиса обзоров Yelp, проведшего IPO в марте этого года, — 31%.


Поместить в блог
Комментарии к статье
Ваше имя*


Ваш комментарий*


Защита от автоматических сообщений*



Введите символы на картинке
* - Поля, обязательные для заполнения.
Ринок наручних гаджетів зростає завдяки фокусу на здоров
Ринок наручних гаджетів зростає завдяки фокусу на здоров'ї
Згідно з оцінками компанії Omdia, світові поставки наручних гаджетів (розумних годинників та браслетів) у другому кварталі 2025 року досягли 50,2 млн одиниць, що на 13% більше, ніж за аналогічний період минулого року.

Український IT-холдинг залучив мільярдні інвестиції
Український IT-холдинг залучив мільярдні інвестиції
Фонд Ukraine-Moldova American EnterpriseFund (UMAEF, Фонд) оголосив про інвестицію в IT-холдинг «Fintech-IT Group» — розробника екосистеми mono — за оцінкою у понад 1 млрд доларів.

Продажі AR-окулярів до 2030 року зростуть в десятки разів
Продажі AR-окулярів до 2030 року зростуть в десятки разів
Ключовими драйверами ринку стануть нові обчислювальні технології, що забезпечують роботу AR-окулярів (зокрема на базі ШІ), а також здешевлення дисплейних матриць OLEDoS, які ідеально підходять для компактних пристроїв...

AMD можливо буде виробляти свої чіпи на заводах Intel
AMD можливо буде виробляти свої чіпи на заводах Intel
Фахівці зазначають, що угода між AMD та Intel має і торговельно-політичний вимір: колишнім конкурентам Intel, особливо американським компаніям, є сенс розглянути можливість приєднання до переговорів...

Дослідження TrendForce: ринок корпоративних SSD пішов вгору
Дослідження TrendForce: ринок корпоративних SSD пішов вгору
Лише п’ять провідних виробників — Samsung, SK Group (SK hynix і Solidigm), Micron, Kioxia та SanDisk — реалізували продукції на 5,1 млрд дол. США, що на 12,7% більше, ніж у першому кварталі...

 



Форум
Газета PC Week Ukrainian Edition печатается по лицензионному соглашению с компанией Ziff Davis Publishing Inc. Перепечатка материалов допускается только c разрешения редакции. За содержание рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Editorial items appearing in PC Week/UE that were originally published in the U.S. edition of PC Week are the copyright property of Ziff Davis Publishing Inc. Copyright 2015 Ziff Davis Inc. All rights reserved. PC Week is trademark of Ziff Davis Publishing Holding Inc.
© 2025 ООО “ПИСИВИК УКРАИНА”. Информация об авторских правах и порядке использования материалов сайта

//
//