Большинство современных предприятий уже накопили значительный объем данных. Если их правильно проанализировать, можно получить необходимую для принятия управленческих решений информацию. По оценкам американского издания Businessweek, во многих случаях решения в бизнесе принимаются интуитивно (более 70%), без использования обоснованных данных и анализа ранее принятых решений. Количество неверных решений, принятых из-за предоставления некорректной информации, составляет более 75%. Помогает в такой ситуации специальный инструментарий, позволяющий вовремя предоставить нужную, наглядную и достоверную информацию (основанную на обработке накопленной ранее).
Сегодня знания — это интеллектуальный капитал. Он может стать стратегическим фактором для принятия эффективных решений в условиях неопределенности. Успешная компания должна следить за внешней средой, анализировать текущие угрозы и возможности, использовать их, конвертируя в прибыль для бизнеса. Все более популярным становится термин Business Intelligence (BI), который характеризует комплекс программно-методических приемов управления бизнесом на основе актуальной информации. Эти приемы минимизируют интуитивно-спонтанный подход в управлении, чтобы руководители понимали угрозы, выявляли тренды и своевременно устраняли их в режиме реального времени, а не «на завтра». Подобные инструменты можно использовать и аналитикам, и финансовым руководителям, которые также нуждаются в актуальной информации. Информация — один из самых ценных активов организации, если она доступна, корректна, своевременна, достаточна и не противоречива.
BI — это взаимосвязанный комплекс современных методов управления бизнесом, построенный на информационных технологиях, для максимального обеспечения его эффективности. Многие руководители банков (фирм) связывают данное понятие с соответствующей функциональностью информационных систем. И в этом кроется их заблуждение, поскольку BI начинается с понимания менеджментом его основных принципов и важности. Только после этого ВІ реализуется с помощью конкретных программных продуктов. Классическое определение модели бизнеса таково: это «черный ящик» на вход которого подаются какие-либо ресурсы, чтобы на выходе модель предоставила результат в виде денежного потока. Как эти входные ресурсы преобразуются в конечный результат, модель четко и ясно не объясняет. Поэтому можно потерять поток, не поняв даже причины. Вот почему «интеллигентная» модель управления бизнесом должна обеспечить понятность и прозрачность происходящих в ней бизнес-процессов. Первый принцип BI: управление бизнесом должно строиться на основе прозрачной модели, понятной команде менеджеров и позволяющей связать входные ресурсы бизнеса с его конечным результатом за интересующий период времени.
Еще одно важное фундаментальное понятие BI — это KPI (Key Performance Indicator), то есть основной индикатор результативности. Часто KPI используется в контексте значимых для предприятия финансовых показателей. Но «значимость» — понятие условное и разное для каждого топ-менеджера. Условную значимость показателя можно устранить, если мы свяжем понятие KPI с конкретной для менеджера целью. Таким образом, мы устраняем неопределенность показателей при оценке результативности менеджмента. Здесь важна цепочка: сначала цель, и только потом KPI. Остается просто измерить результативность бизнеса: если цель достигнута в запланированном количественном выражении, то результат получен. Так же мы узнаем о результативности работы менеджера. Все показатели определяются только целью. Второй принцип BI: управление бизнесом осуществляется на основании поставленных целей, которые должны быть оцифрованы.
Фундамент BI-систем
Ее внедрение надо начинать последовательно, с базовых «краеугольных» элементов. В качестве первого шага всегда выполняют интеграцию всех необходимых данных в одном хранилище, с предварительной их «очисткой» и необходимыми преобразованиями. Эти задачи решаются с помощью современных информационных решений, относящихся к классу ETL (от англ. Extract, Transform, Load — извлечение, преобразование, загрузка). Опыт показывает, что около 70% затрат при построении BI-системы приходится именно на интеграцию и «очистку» данных. Для получения актуальной и правдивой информации в рамках всего предприятия необходимы гибкие инструменты, которые могли бы собрать информацию из множества различных прикладных систем, не мешая их функционированию. Важно уметь извлекать любые данные, хранимые как в традиционных СУБД, так и в неструктурированных источниках данных, например, документах, социальных сетях и т.д.
Одним из бессменных лидеров в сегменте промышленной интеграции и обеспечения качества корпоративных данных является американская корпорация Informatica. По оценке аналитической компании Gartner (2011 г.), она занимает лидирующие позиции в указанном сегменте. Продукты Informatica используют мировые лидеры в следующих отраслях: банковский сектор, страхование, телекоммуникации, фармацевтика, госсектор, промышленность. Компания Forrester в своем отчете 2010 г. определила Informatica как «Лидера в области обеспечения качества данных».
Эра новых возможностей
Автор статьи — руководитель отдела «Управление ИТ-услугами» компании ProNET