Большинство современных предприятий уже накопили значительный объем данных. Если их правильно проанализировать, можно получить необходимую для принятия управленческих решений информацию. По оценкам американского издания Businessweek, во многих случаях решения в бизнесе принимаются интуитивно (более 70%), без использования обоснованных данных и анализа ранее принятых решений. Количество неверных решений, принятых из-за предоставления некорректной информации, составляет более 75%. Помогает в такой ситуации специальный инструментарий, позволяющий вовремя предоставить нужную, наглядную и достоверную информацию (основанную на обработке накопленной ранее).

Сегодня знания — это интеллектуальный капитал. Он может стать стратегическим фактором для принятия эффективных решений в условиях неопределенности. Успешная компания должна следить за внешней средой, анализировать текущие угрозы и возможности, использовать их, конвертируя в прибыль для бизнеса. Все более популярным становится термин Business Intelligence (BI), который характеризует комплекс программно-методических приемов управления бизнесом на основе актуальной информации. Эти приемы минимизируют интуитивно-спонтанный подход в управлении, чтобы руководители понимали угрозы, выявляли тренды и своевременно устраняли их в режиме реального времени, а не «на завтра». Подобные инструменты можно использовать и аналитикам, и финансовым руководителям, которые также нуждаются в актуальной информации. Информация — один из самых ценных активов организации, если она доступна, корректна, своевременна, достаточна и не противоречива.

Основные принципы аналитических систем

BI — это взаимосвязанный комплекс современных методов управления бизнесом, построенный на информационных технологиях, для максимального обеспечения его эффективности. Многие руководители банков (фирм) связывают данное понятие с соответствующей функциональностью информационных систем. И в этом кроется их заблуждение, поскольку BI начинается с понимания менеджментом его основных принципов и важности. Только после этого ВІ реализуется с помощью конкретных программных продуктов. Классическое определение модели бизнеса таково: это «черный ящик» на вход которого подаются какие-либо ресурсы, чтобы на выходе модель предоставила результат в виде денежного потока. Как эти входные ресурсы преобразуются в конечный результат, модель четко и ясно не объясняет. Поэтому можно потерять поток, не поняв даже причины. Вот почему «интеллигентная» модель управления бизнесом должна обеспечить понятность и прозрачность происходящих в ней бизнес-процессов. Первый принцип BI: управление бизнесом должно строиться на основе прозрачной модели, понятной команде менеджеров и позволяющей связать входные ресурсы бизнеса с его конечным результатом за интересующий период времени. 

Формат и показатели конечного результата модели (например, денежный поток от операционной деятельности) определяет руководитель исходя из целей, которые стоят перед ним в определенный период времени. Особенность BI — управление должно осуществляться по целям, которые вначале ставятся, а потом достигаются. Последнее (т.е. достижение) удается не всегда, но первое должно присутствовать обязательно. Постановка целей и попытка их достижения — свойство сознательного процесса, и BI относится к этому ответственно, так как заставляет «оцифровывать» наши цели. В бизнесе не корректно говорить: давайте увеличим объем продаж. Чтобы менеджер стремился к достижению этой цели, она должны быть конкретной: в течение следующего квартала объем продаж должен быть увеличен на 20%. Тогда результативность деятельности менеджера будет определяться по тому, насколько он достиг этой цели.

Еще одно важное фундаментальное понятие BI — это KPI (Key Performance Indicator), то есть основной индикатор результативности. Часто KPI используется в контексте значимых для предприятия финансовых показателей. Но «значимость» — понятие условное и разное для каждого топ-менеджера. Условную значимость показателя можно устранить, если мы свяжем понятие KPI с конкретной для менеджера целью. Таким образом, мы устраняем неопределенность показателей при оценке результативности менеджмента. Здесь важна цепочка: сначала цель, и только потом KPI. Остается просто измерить результативность бизнеса: если цель достигнута в запланированном количественном выражении, то результат получен. Так же мы узнаем о результативности работы менеджера. Все показатели определяются только целью. Второй принцип BI: управление бизнесом осуществляется на основании поставленных целей, которые должны быть оцифрованы.

Современное управление строится на информации, но ее качество и своевременность получения являются камнем преткновения. В реальных системах управления бизнесом слишком много информации в целом, но совершенно недостаточно для принятия обоснованных управленческих решений. Кроме этого, информация должна поступать менеджеру в режиме реального времени и в реальной ценности. Управляют бизнесом при помощи информационных систем, как правило, используя системы ERP-класса, основанные на отражении реальных операций. Но для принятия своевременного решения нужен прогноз, а не учет событий. Прогноз на краткосрочный период можно сделать и с помощью ERP (хотя это сложно), а долгосрочный прогноз вообще невозможен. Поскольку потребность в прогнозах растет, все чаще используются системы BI-класса — как информационная основа принятия обоснованных и эффективных управленческих решений. Третий принцип BI: для практической реализации BI необходимо использовать адекватную информационную компьютерную систему.

Фундамент BI-систем

Финансовый и управленческий учет составляют информационный фундамент BI-систем. Финансовый учет дает агрегированное описание состояния предприятия для принятия управленческих решений. На основе данных системы финансового учета производится финансовая диагностика предприятия, которая составляет важный блок BI-системы. Задача финансовой диагностики — вовремя информировать руководство об изменениях на предприятии. Для этого используется традиционный набор финансовых коэффициентов. При комплексной диагностике деятельности предприятия надо учитывать множество других показателей, например, получать данные по управлению издержками и прибылью, управлению рисками и многим другим. Именно способность BI-системы комплексно учитывать множество показателей позволяет раскрыть потенциал этой технологии.

Ее внедрение надо начинать последовательно, с базовых «краеугольных» элементов. В качестве первого шага всегда выполняют интеграцию всех необходимых данных в одном хранилище, с предварительной их «очисткой» и необходимыми преобразованиями. Эти задачи решаются с помощью современных информационных решений, относящихся к классу ETL (от англ. Extract, Transform, Load — извлечение, преобразование, загрузка). Опыт показывает, что около 70% затрат при построении BI-системы приходится именно на интеграцию и «очистку» данных. Для получения актуальной и правдивой информации в рамках всего предприятия необходимы гибкие инструменты, которые могли бы собрать информацию из множества различных прикладных систем, не мешая их функционированию. Важно уметь извлекать любые данные, хранимые как в традиционных СУБД, так и в неструктурированных источниках данных, например, документах, социальных сетях и т.д.

Одним из бессменных лидеров в сегменте промышленной интеграции и обеспечения качества корпоративных данных является американская корпорация Informatica. По оценке аналитической компании Gartner (2011 г.), она занимает лидирующие позиции в указанном сегменте. Продукты Informatica используют мировые лидеры в следующих отраслях: банковский сектор, страхование, телекоммуникации, фармацевтика, госсектор, промышленность. Компания Forrester в своем отчете 2010 г. определила Informatica как «Лидера в области обеспечения качества данных». 

Фирма ProNET имеет в своем портфеле решений все ключевые продукты Informatica. Они позволяют, к примеру, получать самую полную информацию о клиенте в одной точке, из различных информационных систем банка и других источников. Можно узнать про его доходы, расходы, депозиты, кредиты, место работы и должность, владение бизнесом, родственные связи, имущество и т.д. Это в свою очередь помогает определять все финансовые показатели клиента, прогнозировать его поведение (или определенной целевой группы), сокращает время проведения скорринговых операций, сегментирует клиентов для фокусировки на специализированных банковских продуктах. Для принятия тактических и стратегических решений отчеты о деятельности банка приходят в требуемое время и в нужных объемах. Информация для отчетов может быть собрана в режиме реального времени из различных информационных систем таким образом, чтобы легко и просто проверить все связи с исходными данными и при необходимости их изменить. Решение также позволит проанализировать транзакции в автоматизированных системах банка с целью выявления подозрительных, инсайдерских и мошеннических операций. Это сократит финансовые потери банка, а также юридические или финансовые претензии контролирующих органов.

Эра новых возможностей

Мы вступаем в эру знаний, которая включает множество новых возможностей, большинство из которых сегодня мы не может себе даже представить. Современные технологии и методы получения знаний будут всегда нужны и востребованы. И если сейчас бизнес, образно говоря, «дает чаевые» ИТ для их развития и становления, то завтра ИТ «вернут все долги» бизнесу, предоставляя современные возможности для получения необходимых знаний и преимуществ в конкурентной борьбе.

Автор статьи — руководитель отдела «Управление ИТ-услугами» компании ProNET