PCWeek/UE: На какой срок разрабатывается стратегия развития компании в области ИТ-инфраструктуры? Перечислите основные задачи управления ИТ в компании «Киевстар».
АНДРЕЙ ПЕШИЙ: Стратегия развития ИТ-инфраструктуры разрабатывается на три года вперед и обычно ежегодно обновляется. Она основывается на корпоративной бизнес-стратегии компании. То есть главными драйверами ИТ являются потребности бизнеса. Это и развитие новых бизнес-направлений, где требуются ИТ, и оптимизация существующих: поддержка информационных систем и автоматизация бизнес-процессов.
А.П.: Наиболее значимые проекты были направлены на поддержку интеграции компании в одну бизнес-единицу Украины в рамках глобального объединения «Киевстар», УРС и «Голден Телеком». Кроме этого, мы консолидировали ИТ-инфраструктуру и оптимизировали затраты на ее поддержку. У нас был проект по внедрению системы управления учетными записями, который повысил эффективность управления и скорость предоставления доступа к информационным ресурсам.
PCWeek/UE: Какие задачи были достигнуты в результате внедрения Oracle Exadata? Это был шаг в сторону больших данных?
А.П.: Внедряя Oracle Exadata, мы, безусловно, понимали, что этот программно-аппаратный комплекс поможет нам в будущем справиться с большими данными, которые повлияют и на телекоммуникационную индустрию. Но пока речь идет больше о скорости обработки и объемах больших данных. При внедрении Oracle Exadata мы поставили две важные задачи. Первая — объединить все источники данных в рамках одного программно-аппаратного комплекса и иметь возможность интегрировать их между собой, получая аналитические отчеты. Вторая — повысить скорость обработки данных (по некоторым процессам ее удалось увеличить в 3-5 раз). Бизнес-подразделения как раз и выдвигали требования по оперативной обработке большого объема данных. Прежде всего, вышеописанные задачи касались системы контроля доходов и расходов, которая базируется на этой платформе.
PCWeek/UE: Обработка больших данных в первую очередь интересует отдел маркетинга — для более качественного анализа рынка?
С другой стороны, на нас «обрушилось» множество новых источников. Прежде всего, это данные, которые мы получаем из сети, обеспечивающей как голосовой трафик, так и передачу данных, и, конечно же, дополнительные услуги. Стоит также упомянуть отчеты информационных систем о том, какие абоненты обращались в контакт-центр или сервис-центр, и какими услугами они при этом интересовались. Это все легло на плечи ИТ-отдела: нам пришлось столкнуться с тем, что данные необходимо обработать и предоставить отчет соответствующему подразделению.
PCWeek/UE: Пока что речь идет только об обработке структурированных данных? Ведь, по мнению аналитиков, неструктурированные данные составляют до 80% всей информации в компаниях...
Кроме того, мы активно сотрудничаем с нашим контакт-центром, чтобы использовать новые каналы получения таких данных. Это помогает отслеживать уровень удовлетворенности нашими услугами и поддерживать связь с клиентами через те каналы, которые они предпочитают. Но подчеркну: пока что мы находимся только на этапе решения указанных выше задач.
PCWeek/UE: В какой перспективе планируется их решить? Через год или два?
А.П.: Я думаю, что это займет от одного до трех лет. Кое-что можно воплотить в жизнь уже через год. А через три года, я считаю, почти все телеком-операторы внедрят проекты по анализу неструктурированных данных. И это в основном будет анализ социальных сетей.
PCWeek/UE: Какие еще потребуются внедрения? Для аппаратного уровня вам будет достаточно Oracle Exadata?
А.П.: Для аппаратного уровня — да. Но для программного уровня нужны новые механизмы обработки неструктурированных данных: фильтрации, выделения ключевых слов, определения, что это позитивное/негативное мнение. Кроме того, необходимо изменить подходы аналитиков-маркетологов для работы с неструктурированными данными. Иногда мы отмечаем их скептическое отношение к такого рода информации, хотя значительную её часть можем получить из тех же из социальных сетей. Надо просто совершенствовать свою квалификацию в обработке этих данных и больше им доверять — там действительно есть информация, на основе которой можно принимать решения.
PCWeek/UE: Работа с большими данными — это большие экономические инвестиции. Насколько, по вашему мнению, они будут оправданы через год или два?
А.П.: Я считаю, что любые инвестиции в технологии должны подтверждаться их эффективностью для бизнеса. Надо сосредоточиться на первом этапе: как мы сможем получить эффект от обработки больших данных? Возможно, инвестиции стоит делать поэтапно. Сначала — пилотный проект. Получив результаты и убедившись, что они положительные — продолжать. Объем неструктурированных данных очень большой. Конечно, можно ставить максимальную задачу — охватить все, обработать и получить результат. Но мне кажется, здесь лучше подходить избирательно. Определить образ наиболее востребованных данных, потом ограничить срок или объем данных для обработки и сделать пилотный проект. А после всего этого — принимать решение о дальнейших инвестициях.
PCWeek/UE: Какие перспективы в целом открывает концепция больших данных в телекоммуникационном сегменте?
А.П.: Для оператора — это прежде всего дополнительные возможности ведения бизнеса. Анализируя большие данные, мы сможем принимать решения в новых для нас направлениях, например, относительно устройств (какие наиболее популярны, как используются). Телеком-операторы также обладают информацией, которая может быть интересна представителям других видов бизнеса — банковского, розничного сектора. Другой вопрос: как с точки зрения законодательства правильно построить обмен этой информацией? Например, любую розничную компанию будет интересовать, какой объем интернет-покупок делает абонент через мобильный телефон, на какие сайты он заходит…
PCWeek/UE: Каковы перспективы развития ИТ в компании «Киевстар» на ближайшие пару лет? Будут ли они затрагивать облачные технологии, видеоконференцсвязь, другие инновации?
А.П.: У нас развитие ИТ происходит в следующих направлениях. В первую очередь, это оптимизация внутренней ИТ-инфраструктуры. В этом направлении мы планируем перейти к частному облаку. Его реализация в нашей компании поможет оптимизировать затраты на управление ИТ-инфраструктурой и быстрее предоставлять вычислительные ресурсы для каких-либо приложений.
Относительно развития бизнес-приложений — у нас есть проект внедрения управления метаданными. Он должен облегчить управление глоссарием данных, определение того, как рассчитывать отдельные показатели. Также проект призван поддерживать в актуальном состоянии всю информацию и определять ответственных за метаданные со стороны бизнеса, которые и обеспечат актуальность информации.
Кроме того, мы планируем дальнейшее развитие видеоконференцсвязи. В прошлом году начался проект по внедрению видеоконференцсвязи между филиалами. Мы хотим и дальше развивать удобные средства коммуникации для сотрудников, чтобы они могли связываться между собой или с руководством удаленно, и не только по телефону. По нашему мнению, эффект от видеоконференций намного больше, чем от conference call или почтовой переписки.
Кроме того, планируем развивать наши аналитические приложения. Мы думаем о создании dashboard-панелей, удобных для обработки отчетов и предоставления информации руководителями.
А.П.: У нас уже есть две комнаты TelePresence — в Киеве и Днепро-петровске. В этом году развернем еще две — в Харькове и Львове. Это будут системы телеприсутствия на шесть человек, которые позволят эффективно проводить совещания с региональными филиалами компаний. В этом году мы уже начали использовать видеотелефоны и другие средства коммуникации. Например, сотрудник с помощью компьютера и камеры может связываться с коллегой, используя Microsoft Office Communicator.
PCWeek/UE: После объединения с Beeline вам «в наследство» достался крупный ЦОД уровня TIER III. Какие планы по его развитию?
А.П.: Мы планируем продолжать предоставление услуг. Активно ищем пути расширения площадей, которые мы могли бы предоставлять корпоративным клиентам для размещения их оборудования. Кроме этого, в феврале запустили в пилотном режиме услугу облака — предоставления инфраструктуры как сервиса (Infrastructure as a Service). И в дальнейшем хотим перейти к продаже корпоративным клиентам комплексной услуги виртуального ЦОДа, которая бы включала не только размещение оборудования, но и получение виртуальной инфраструктуры в аренду, организацию канала связи, предоставление средств информационной безопасности. То есть будем предоставлять комплексные услуги по аренде ИТ-инфраструктуры.