О стратегии Cisco в области видео-конференцсвязи, преимуществах этого направления для бизнеса и ситуации на рынке рассказывает Станислав Петров, менеджер по продвижению новых технологий Cisco TelePresence & Video.


PCWeek/UE: Как давно существует направление видеоконференцсвязи (ВКС) в украинском представительстве Cisco? 

СТАНИСЛАВ ПЕТРОВ: Направление TelePresence (телеприсутствие) существует в Cisco с 2006 г. Это системы самого высокого уровня, обеспечивающие качественное студийное общение «глаза в глаза». В компании TANDBERG, которую Cisco купила в 2010 г., направления телеприсутствия и видеоконференцсвязи развивались параллельно. После слияния компаний в Cisco нет такого четкого разделения. Все оборудование, решения и технологии, которые относятся к видео-связи, называются Cisco TelePresence. TelePresence, в свою очередь, является частью архитектуры Collaboration (совместная работа).

PCWeek/UE: Что было необходимо для установки Cisco TelePresence, и в какую сумму эта система обходилась заказчику?

С.П.: Вначале для систем TelePresence требовались специальные студии — определенным образом готовились помещения. Размеры комнаты, освещение, расстояние от человека до камеры и огромное количество других параметров — все было регламентировано. Сейчас большинство систем из портфеля Cisco TelePresence могут обеспечить достойное качество изображения и звука в существующих залах и переговорных комнатах. Таким образом, заказчик не привязывается к определенным размерам и параметрам помещений, существенно сокращая время и затраты на запуск в эксплуатацию систем видеосвязи.

Одноэкранная 65-дюймовая система еще несколько лет назад стоила от 100 тыс. долл. и выше. Комната с трехэкранной системой, оформлением и инсталляцией обошлась бы в 300 тыс. долл. Сейчас появились намного более доступные одноэкранные решения класса телеприсутствия, такие как CTS 500. Эта самая младшая 32-дюймовая модель стоит уже около 30 тыс. долл. Тем не менее, системы класса телеприсутствия в любом случае будут стоить недешево, поскольку требуют определенной подготовки комнат, освещения, шумоизоляции и других параметров. Но столь серьезная подготовка необходима, чтобы люди полностью ощущали живое общение, невзирая на расстояния. 

PCWeek/UE: Какая ширина интернет-канала необходима для качественной работы ВКС?

С.П.: Если вы хотите получить качество High Definition (720 р) — рекомендуемый канал 2 Мбит/с (если быть совсем точным, то 1920 Кбит/с). Поскольку ВКС предусматривает специальную технологию передачи изображения, при которой передается опорный кадр, а дальше — только изменения в картинке, пакетируемые в видеопотоки, то скорости 2 Мбит/с вполне достаточно. При использовании видеосервера MCU для получения качества HD (720 p) необходимо всего 0,5 Мбит/с.

PCWeek/UE: Какие тренды на украинском рынке видеоконференцсвязи вы можете отметить?

С.П.: Украинский рынок ВКС развивается достаточно активно. Даже в кризисный период наблюдался ежегодный рост около 30%. Такими показателями не может похвастаться ни одна область ИТ. В Украине с 2007 г. ежегодный рост продаж ВКС составлял 30-40%. А после приобретения Cisco компании TANDBERG вообще произошел резкий скачок. Дорогостоящие системы, активно продвигаемые Cisco, получили свое логическое продолжение в малых системах TANDBERG. Например, ранее приобретение 30 систем TelePresence обходилось заказчику в достаточно крупную сумму. Теперь же появилась возможность комбинировать дорогостоящие и бюджетные продукты. Например, в центральном офисе можно установить большую трехэкранную систему, а в регионах — небольшие решения видеосвязи для переговорных комнат и персональные системы, включая видеотелефоны и программные клиенты.

В конце 2010 г. мы отметили всплеск продаж малых и средних проектов, за ними последовали и тяжелые. Кстати, Cisco — единственная компания в Украине, которая уже продала десятки систем класса телеприсутствия.

PCWeek/UE: Вы полагаете, что главный драйвер рынка ВКС — это экономия финансовых ресурсов за счет снижения числа командировок. Или же потребители все-таки поняли, насколько это удобно?

С.П.: Наверное, и то, и другое. Но с нашей точки зрения, сейчас уже стоит говорить о трансформации бизнеса. Видеосвязь помогает обеспечивать эффективность бизнес-процессов, делая ставку на человека, его мобильность и максимальный вклад в общее дело.

Системы видеоконференцсвязи действительно всегда позиционировались как средство экономии расходов на командировках, а также для получения максимальной отдачи от труда профессионалов. Ведь известно, что высококлассных специалистов в компаниях всегда немного. Кроме того, они не могут находиться в нескольких местах одновременно. Поэтому еще один важный аспект использования ВКС — это экономия рабочего времени специалистов и руководителей различных уровней, особенно высшего звена. 

PCWeek/UE: В какую сумму обойдется компании внедрение системы ВКС бюджетного уровня?

С.П.: При использовании видеотелефонов каждая видеоточка обойдется в полторы тысячи долларов. Есть еще более бюджетный вариант — приложение Cisco Jabber, которое при использовании нашей USB-камеры высокого разрешения (HD 720 p) позволяет превратить рабочий компьютер в персональную систему видеосвязи с отличным качеством приема и передачи изображения и звука. Такое решение будет стоить меньше тысячи долларов за одну точку. 

Если вы будете проводить не персональные видеоконференции, а совещания для больших аудиторий, то понадобятся групповые системы для переговорных комнат. Они стоят от 10 тыс. долл., и здесь возможны разные комбинации. Это могут быть системы, подключаемые к проектору, телевизору, LCD или плазменной панели, а также к огромным видеостенам. Мы предлагаем и полностью интегрированные видеосистемы, такие как Cisco Profile, где собраны все компоненты одной видеоточки: встроенная камера, LCD-панель, акустика, микрофоны и пульт управления. Размеры экранов таких систем варьируются от 21,5 и 24 дюймов в персональных системах до 42,55 и 65 дюймов в системах с одним и двумя экранами.

PCWeek/UE: Какие системы пользуются наибольшим спросом на украинском рынке?

С.П.: Я бы разделил рынок на коммерческий и государственный cекторы. Сейчас государственные организации проявляют большой интерес к нашим технологиям. Там есть ряд крупномасштабных внедрений.

Например, проект в «Укртрансгазе», в котором системы видеоконференцсвязи охватывают 111 производственных площадок по всей Украине и насчитывают более 180 точек. Проектов такого масштаба до этого в нашей стране не было. Особо хотелось бы в данном случае отметить внедрение большого количества персональных видеосистем, с помощью которых были объединены руководители различных звеньев и уровней. Это более 130 единиц 24-дюймовых систем персонального телеприсутствия ЕХ90, аналогов которым нет ни у одного производителя ни по дизайну, ни по функциональности. Системы ЕХ90 могут использоваться в качестве монитора на рабочем столе, не загромождая пространство. Когда приходит звонок — вы просто решаете, участвовать в видеоконференции или продолжать работу на компьютере. 

В государственном секторе эти системы наиболее популярны. На мой взгляд, они и самые эргономичные: тонкий дизайн, красивое исполнение, интегрированная документ-камера (не нужно дополнительно покупать), удобный интерфейс, сенсорное управление, аналогичное тому, что используется в iPhone и iPad. Кроме того, есть трубка, с помощью которой вы можете разговаривать как по телефону, не мешая при этом окружающим и сохраняя конфиденциальность разговора.

В государственном секторе также активно внедряются системы класса телеприсутствия. Для больших переговорных комнат используются большие системы CTS 1300 (с 65-дюймовым экраном и тремя камерами), а также CTS 1100 (такие же системы, но с одной камерой), CTS 500 (с 32- или 37-дюймовым экраном и одной камерой). 

Самый масштабный проект в Украине по внедрению систем класса телеприсутствия осуществлен в Государственном центре занятости. Там установлено 29 систем телеприсутствия (одна из них — трехэкранная CTS 3010, 27 систем CTS 1300 и одна система CTS 500). Все они объединены в одну сеть и используются для обучения, повышения квалификации персонала и производственных совещаний внутри организации. То есть, если раньше тренеры ездили по областным центрам занятости, то сейчас обучение проводится из одной точки. Кроме того, можно сделать запись тренинга или какой-либо другой информации и транслировать ее на места.

В бизнесе — немного другая направленность. Там тоже достаточно популярны персональные системы, но в каждой организации их, как правило, 1-3 штуки (по одной на каждого руководителя высшего звена). В переговорных комнатах используются системы, подключаемые к проекторам, плазмам, LCD-экранам — системы С-серии либо интегрированные системы Profile. Но основной акцент делается на интеграционные решения, то есть системы, которые подключаются к существующим плазмам, LCD-панелям и проекторам.

Впрочем, из каждого правила есть исключения. В прошлом году стартовал интереснейший проект в компании «Киевстар». Он замечателен тем, что здесь была осуществлена интеграция систем класса телеприсутствия с системами ВКС с инсталляцией лучшего в индустрии сервера MCU операторского уровня Cisco TelePresence MSE 8000. Проект на стадии внедрения, но уже сейчас запущены и работают в одной видеосети 4 трехэкранные системы CTS 3010 (планируется 7), большое количество персональных систем EX90 и систем Profile с экранами 52 дюйма.

PCWeek/UE: Сколько времени занимает сам процесс внедрения?

С.П.: Для запуска полностью интегрированной системы класса Profile профессионалу потребуется 15 минут. После сборки (которая заняла у вас, к примеру, один час) включаете систему в сеть, подключаете к Интернету, прописываете адреса — и вы на связи. А вот в случае, если камера, микрофон и прочие компоненты требуют индивидуального подключения, то время внедрения зависит от того, насколько подготовлена комната. Если комната не готова, процесс подготовки, инсталляции и запуска обычно занимает один-два дня.

PCWeek/UE: Эти решения не являются коробочными? В любом случае инсталляцию должен выполнить интегратор?

С.П.: Действительно, чтобы сделать установку за 15 минут, требуется определенная квалификация. Часто при глубокой имплементации (с правильными раскладками на экранах и маршрутизацией звонков) сотрудники заказчика не могут до конца разобраться с установкой и настройками. У Cisco есть специализация, которая называется АTР TelePresence Video. Только после получения такой квалификации наши партнеры имеют право продавать оборудование TelePresence, соответствующее их статусу. Профессионалов в этой области на самом деле немного. У крупного интегратора может работать один-два, и высококлассные специалисты по этому направлению — на вес золота.

PCWeek/UE: В каких индустриях чаще всего применяется видеоконференцсвязь?

С.П.: В Украине больше всего внедрений в отраслях тяжелой промышленности. Крупные корпорации, энергетические компании и металлургические предприятия активно используют от 20 до 50 точек. Самые масштабные из таких проектов — в Метинвест Холдинге, в корпорации ДТЭК и компании «Хортица».

В финансовом и банковском секторе реализован крупный проект в банке «Аваль», где видеосеть насчитывает уже более 50 точек. Но, как правило, в банках сейчас устанавливают не более 5-6 точек. По моему мнению, в банковском секторе ВКС еще не оценили, хотя определенный интерес присутствует. Однако у банков сейчас не всегда хватает средств на построение необходимого канала и закупку терминалов ВКС для филиалов...

PCWeek/UE: Со стороны каких компаний вы ощущаете наибольшую конкуренцию?

С.П.: Показатели в мире и в Украине сейчас существенно отличаются. В мире Cisco продает около 50% конечных точек и около 55% инфраструктуры. Наш основной конкурент имеет показатели по продажам терминалов менее 30%, а инфраструктуры — меньше 25%. Таким образом, Cisco имеет весьма существенный отрыв. В Украине же наша компания занимает еще более солидные позиции.

В прошлом году мы практически не ощущали конкуренции в Украине. Здесь пока нет официальных представительств других компаний. Cisco же может сопровождать проекты от разработки до внедрения и квалифицированно отвечать на возникающие вопросы, а они, как и в любой высокотехнологичной области, периодически возникают. Второй наш конек — предоставление сервисной поддержки. Наше оборудование находится на транзитном складе в Украине, что дает возможность оперативно оказывать помощь клиентам. Если у них оборудование ломается, мы его забираем, а взамен даем новое. Замена производится на следующий рабочий день после поломки, что исключает перерывы в бизнес-процессе. Конкуренты могут предложить, по их словам, нечто подобное через своих партнеров. Но у них процесс замены, логистики и бумажной волокиты занимает 2-3 месяца.

PCWeek/UE: В России некоторые локальные вендоры заявляют, что им принадлежит 25% рынка. Такое возможно?

С.П.: Есть подобные заявления и в Украине. Эти компании считают количество проданных портов, но в действительности они просто продают программные клиенты. Такие системы не решают полностью задачи бизнеса. А ему нужно решение, обеспечивающее стабильную связь, качественную картинку и голос, а также включающее многие другие функции видеосвязи, такие как демонстрация презентации, настройка раскладок экрана, поиск по адресной книге, запись конференции, управление видеосетью и многое другое, чего не дают программные клиенты.

Рынок ВКС — это не рынок программных клиентов, а предложение комплексного решения видеосвязи, решающего задачи бизнеса полноценно. Представьте, что у вас конференция, которая объединяет 50 человек (50 конечных точек). Классическое решение Cisco TelePresence выглядит так: 50 залов, в которых сидят от 3 до 500 человек. Скорее даже количество людей ограничивается лишь объемами залов, а не количеством систем ВКС. А так у нас 50 человек, которые занимают узкий канал — каждый со своим компьютером и камерой. Такое решение полезно, когда нужно массовое, а не качественное внедрение, но бизнес оно абсолютно не удовлетворяет. Skype выполняет почти ту же функцию, но в бизнесе им не пользуются, ибо такие сервисы не дают уверенности в том, что ваша информация будет защищенной, а видеоконференция — качественной и непрерывной. 

PCWeek/UE: Ваш прогноз по развитию рынка ВКС на ближайшие пару лет?

С.П.: Мой прогноз таков: если ситуация в стране останется стабильной — стоит ожидать всплеска продаж в государственном секторе. Мы также ждем существенного скачка в финансовом секторе, поскольку этот сегмент рынка пока не насыщен. При оптимистичном сценарии рост составит от 50% и выше, при пессимистичном — не менее 20-30%.