Как стало известно The Wall Street Journal из осведомленных источников, компания Google намерена пересмотреть бизнес-стратегию по отношению к своей мобильной ОС Android. Новый план компании заключается в том, чтобы начать более тесное сотрудничество с производителями, предоставив им ранний доступ к новым версиям своей мобильной платформы. Кроме того, в Google намерены самостоятельно продавать смартфоны и планшеты, избавившись таким образом от влияния операторов сотовой связи. В планах поискового гиганта — выпуск минимум пяти моделей смартфонов Nexus на платформе следующего поколения Android 5.0 Jelly Bean.

WSJ располагает также информацией о том, что эти модели будут разработаны разными производителями мобильных устройств, а сами устройства планируется выпустить в продажу до Дня благодарения, который в США отмечается 22 ноября. Имена производителей не указываются, но в ZDnet предполагают, что будет “совершенно естественным”, если помимо Motorola ими окажутся ASUS, HTC, Samsung и Sony.

Нужно заметить, что у Google есть действительно веские основания полагать, что нынешняя бизнес-модель не оправдывает возлагавшихся на нее надежд. Во-первых, вопрос фрагментации Android стал уже притчей во языцех в Сети — на некоторых интернет-ресурсах даже встречаются занятные коллажи из десятков и даже сотен разнообразных Android-смартфонов, в которых они выложены в виде каких-то фигур или просто на плоских поверхностях, загромождая все обозримое пространство.

И хотя в Google отрицают фрагментацию мобильной платформы, разработчики приложений под нее неоднократно делились тем, с какими сложностями им приходится сталкиваться, чтобы их приложения могли функционировать в рабочем режиме на целом “парке” Android-устройств. Общую картину фрагментации подтверждает тот факт, что с момента выхода последней версии Android 4.0 Ice Cream Sandwich в октябре прошлого года ей так и не удалось к маю года нынешнего отвоевать значительную долю у прежних версий.

Во-вторых, Google изрядно потратилась в августе 2011 г. на приобретение Motorola Mobility (12,5 млрд. долл.) и теперь вынуждена как-то окупать свои инвестиции в эту компанию, а заодно сделать более рентабельной для себя и всю экосистему Android. По подсчетам Горацио Дедью, известного эксперта мобильного рынка, Google получает с Android ежегодно около 2 млрд. долл., причем подавляющее большинство этих доходов — за счет продажи рекламы в результатах поиска и приложениях. По официальным данным, в текущем году поисковый гигант планирует достичь выручки в 2,5 млрд. долл. с мобильной рекламы, в т. ч. на сторонних платформах. Дополнительный доход принесет компании ее собственный магазин приложений Google Play, серьезно ужесточивший по сравнению со своим предшественником Android Market условия оплаты приложений для разработчиков.

В-третьих, изменив бизнес-модель с операторской поддержки на прямые продажи, а также сотрудничая сразу с несколькими Android-производителями одновременно, Google развеет их опасения по поводу того, что после приобретения Motorola эта компания получит конкурентные преимущества (особенно сторонние производители опасались того, что Motorola могла получать ранний доступ к новым версиям Android). Согласно новой модели работы производители устройств смогут получать доступ к обновлениям одновременно с Motorola (если она, конечно, будет выбрана Google в числе пяти производителей, в чем мало сомнений). Кроме того, в случае прямых продаж каждое проданное на рынке под брендом Nexus устройство сможет принести Google 10—15% прибыли, полагают эксперты.

Другими словами, в Google хотят вернуться к истокам, а именно к модели реализации самого первого смартфона Nexus One, который компания выпустила совместно с HTC и продавала через свой сайт, но непродолжительное время. Тем не менее этот эксперимент закончился тогда неудачно, хотя в Google это отрицали, упирая на то, что Nexus One выполнил свою основную миссию — представил на рынке Android. Эксперты посчитали одной из причин низких продаж устройства отсутствие четких гарантийных обязательств (потребители не знали, кто по ним отвечает: Google или HTC), а также то, что Nexus One был лишен привычного субсидирования (оператор компенсирует часть стоимости, позволяя оплатить ее в рассрочку) американских операторов сотовой связи.

Еще одним фактором, сыгравшим немаловажную роль в прохладном принятии рынком смартфона, послужило то, что потенциальные покупатели не могли перед покупкой Nexus One, как говорится, “пощупать” данное устройство, чтобы составить о нем представление.

Сечас Google напрямую сотрудничает только с одной компанией, которая занимается производством смартфонов, — Samsung Electronics. Вместе они выпускают Samsung Galaxy Nexus с так называемым “чистым” Android — без TouchWiz и других сторонних пользовательских оболочек и приложений.

Новые смартфоны Nexus будут продаваться “незалоченными” (как и Nexus One), то есть смогут работать с любым оператором, но их стоимость, лишенная операторского субсидирования, может быть на 150—200 долл. выше, отмечают аналитики. А стало быть, успех продаж брендированных устройств Nexus в США вновь поставлен под сомнение.

Но, с другой стороны, прямые продажи позволят быстрее выпускать обновления прошивок и гарантировать, что владельцы их сразу получат, так как предыдущая схема продаж предполагала операторское участие в этом процессе. Сотовые операторы обычно не спешат с обновлениями, поскольку для них это вторично — первостепенную роль играет продажа устройств. Таким образом, минуя операторскую цепочку, Google может взять под более жесткий контроль экосистему Android, создать более целостную картину ее восприятия, а также упростить разработку и обновление приложений независимыми поставщиками.

Как дополнительно сообщается, модель прямых продаж компания Google собирается применить и на рынке планшетов. В настоящее время она работает с ASUS, ZTE и Huawei в этом направлении. Рыночные аналитики, чтобы избежать прошлых ошибок, советуют Google субсидировать планшеты для своих партнеров, что поможет этим устройствам конкурировать, например, с 7-дюймовым Kindle Fire, наращивающим свое присутствие в ценовом сегменте до 200 долл. в том числе за счет субсидирования Amazon. По оценке IDC, благодаря низкой стоимости и обилию контента в IV квартале 2011 г. данный гаджет занял 16,8% мирового рынка планшетов, несмотря на то, что дебютировал лишь в середине ноября.

Также по пути субсидирования своих партнеров пошла еще одна крупная технологическая компания — Intel. Она субсидирует производителей ультрабуков, что позволило таким компаниям, как Acer, ASUS и Toshiba, получать компенсацию по 100 долл. за каждый реализованный на рынке ультрабук. Такое решение в Intel приняли, чтобы опустить цену на предназначенные для потребителей ультрабуки ниже психологического барьера в 1000 долл. для обеспечения их конкурентоспособности на рынке.