1-й квартал текущего года — веха на мировом рынке мобильных телефонов: согласно отчету Gartner, он показал спад на 2% относительно 1-го квартала 2011 г., что отмечено впервые со 2-го квартала 2009 г. Объем продаж конечным пользователям составил 419,1 млн шт. Спад оказался больше, чем ожидали аналитики компании, которые объясняют его замедлением спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, хотя в этом регионе первый квартал традиционно самый сильный в году (китайский новый год и пр.). Однако новинок на рынке не появилось, и потребители отложили покупки в расчете на лучшие модели позднее.

От спада пострадали все вендоры, но no name — в наибольшей степени. Если у ведущих игроков типа Nokia сократились продажи sell-in, то у вендоров no name (с продуктами класса white-box) не было средств на поддержку производства, у них накопились складские запасы. В Gartner ожидают, что частично они будут распроданы в течение ближайшей пары кварталов, поскольку цены в канале будут снижены.

Лидером рынка в 1-м квартале 2012 г. стала компания Samsung, сметившая Nokia, лидерство которой держалось с 1998 г. Корейский вендор продал за период 86,6 млн телефонов (см. таблицу), улучшив за год штучные продажи на 25,9%.

У Nokia по сравнению с 1-м кварталом 2011 г. продажи упали на 22,7%, что объясняется низкой долей в ее портфеле смартфонов. (У финской компании она составляет лишь 16%, тогда как у Samsung — 43,9%.)

Структура мирового рынка мобильных телефонов по топ-10 вендорам в 1Q12 (в тыс. шт.)

Компания

1Q ‘12

Доля рынка в 1Q ‘12 (%)

1Q ‘11

Доля рынка в 1Q ’11 (%)

Samsung

86567,6

20,7

68782,0

16,1

Nokia

83162,5

19,8

107556,1

25,1

Apple

33120,5

7,9

16883,2

3,9

ZTE

17439,3

4,2

10788,7

2,5

LG

14720,4

3,5

23997,2

5,6

Huawei Device

10796,1

2,6

7002,9

1,6

Research in Motion

9939,3

2,4

13004,0

3,0

Motorola

8368,2

2,0

8789,7

2,1

Sony Mobile Communications

7898,4

1,9

7919,4

1,9

HTC

7703,4

1,8

9313,5

2,2

Прочие

139392,6

33,3

153809,0

35,9

Всего

419108,3

100,0

427845,7

100,0

Источник: Gartner, май 2012

У Apple продажи выросли на целых 96,2%, и все благодаря продолжающемуся успеху смартфона iPhone 4S, по мере того как эта новая модель продвигалась на новые рынки и продавалась новыми операторами сотовой связи. Особенно сильны в этом квартале были продажи в Китае (более 5 млн шт., больше их было продано только в США).

Основным драйвером рынка мобильных телефонов остаются смартфоны, которых за квартал было продано 144,4 млн шт., что на 44,7% больше, чем в тот же период в 2011-м. При этом доля двух топ-вендров, Apple и Samsung, увеличилась до 49,3%, тогда как годом ранее она составляла 29,3%. Samsung отобрала у Apple позицию No. 1 в сегменте смартфонов, продав за квартал 38 млн шт. Доля Nokia в сегменте смартфонов сократилась до 9,2%.

Что касается ОС для смартфонов, то на Android пришлось более половины (56,1%) продаж. Далее следует iOS с долей рынка 23%, на третьем месте Symbian с долей всего 8,6%.

В связи со спадом эксперты Gartner начинают пересматривать прогноз по рынку мобильных телефонов на весь 2012 г., полагая, что объем продаж в 20 млн шт. вряд ли будет достигнут.