Подавляющее большинство крупных и средних предприятий, включая украинский и российский бизнес, к настоящему моменту прошли первичный этап автоматизации. Создана необходимая инфраструктура, внедрены промышленные ERP-системы. Однако при сокращении ИТ-бюджетов предприятия стараются повысить продуктивность уже установленных систем. На повестке дня — задача связать структурированные и неструктурированные данные, возникающие при работе с различными информационными системами. Также необходимо обеспечить единый подход к управлению жизненным циклом и хранением данных.

К структурированным относятся данные в учетных (ERP) системах, к неструктурированным — электронная почта, личные файлы, данные систем сканирования, специализированные базы данных, информация, выгружаемая из ERP-, CRM-, BI-систем. По мнению аналитиков, объем неструктурированных данных в организациях в 9-10 раз превышает структурированные. При этом обработка и поиск неструктурированного контента — одна из самых затратных по времени операций для сотрудников предприятий.

Долгое время большинство организаций раздельно управляли структурированными (в ERP-системах) и неструктурированными данными. Для решения последней задачи применялись системы Enterprise Content Management (ECM) и электронного документооборота (СЭД). Однако в последние годы разработчики ECM-продуктов создают специализированные решения, которые встраиваются в ERP-системы и позволяют полноценно управлять документами и неструктурированными данными в едином комплексе.


OpenText находится в секторе лидеров «магического квадранта» Gartner

Так, один из лидеров рынка ECM — компания OpenText — уже давно разрабатывает специализированные решения, нацеленные на повышение доступности внешних данных при работе с ERP-системой. Однако компания планирует продвинуться в работе с корпоративной информацией намного дальше. Об этом представители вендора сообщили на конференции для восточно-европейских партнеров Content Days 2012, прошедшей недавно в Мюнхене.

ECM + ERP

Компанию OpenText организовали в 1991 г. три профессора канадского университета, которые незадолго до открытия собственного бизнеса проводили исследовательские работы по индексированию Оксфордского словаря английского языка. Полученные результаты они использовали для разработки первых продуктов.

Интересно отметить следующий факт: еще на заре существования своего бизнеса основатели OpenText осознали перспективность интеграции ERPи ECM-систем для управления корпоративной информацией. Так, уже в 1992 г. компания начала сотрудничать с одним из крупнейших мировых ERP-производителей SAP. В 1997 г. они совместно разработали SAP ArchiveLink, решение для работы с архивными данными SAP R/3. В 2003 г. OpenText купил немецкую компанию IXOS, одного из давних партнеров SAP. А уже в 2007 г. между SAP и OpenText был подписан реселлерский договор. Тогда SAP предлагала только один продукт производства OpenText: SAP Archiving & Document Access. Теперь же компании совместно предлагают свыше 10 продуктов от канадского вендора.

Около года назад OpenText кардинально обновила всю линейку продуктов. А в 2009-2010 гг. канадскому производителю удалось реализовать два важных приобретения, поглотив компании Captaris и StreamServ. Кстати, последняя поставляла продукты, ориентированные на управление выводом информации из SAP ERP и других приложений SAP. Такая сделка существенно усилила роль OpenText в направлении обработки контента в среде ERP-систем.


Производители ECM-cистем. Доли глобального рынка

Выбранная OpenText стратегия принесла ощутимые плоды: в 2011 г. ее оборот впервые превысил 1 млрд долл. Доля компании на мировом ЕСМ-рынке, по данным Gartner, составляет 18,4%, причем только за последний год она выросла на 5,5%. Сегодня канадский производитель находится на втором месте, вплотную подобравшись к лидеру — компании IBM с 20,4%. Правда, доля последней за год уменьшилась на 3,9%, поэтому в OpenText надеются к концу текущего года обогнать «голубого гиганта» и выйти на первое место. Не исключено, что этому поспособствует и тот факт, что компания (в отличие от IBM и ЕМС) является единственным мировым ЕСМ-вендором, сфокусированным только на продаже ПО.

У СНГ — особый статус

Хотя OpenText использует канал SAP для сбыта своих продуктов во всех странах, в СНГ это сотрудничество проходит особенно тесно. Как отметил Михаэль Кухарски, региональный директор OpenText по продажам в странах СНГ, около 60% продаж здесь осуществляется через канал SAP. И это действительно уникальный показатель для глобального бизнеса компании.

В минувшие несколько лет решения OpenText внедрили в таких крупных корпорациях, как «Газпром», «Эльдорадо», «Лукойл оверсиз», среди украинских предприятий можно отметить государственную организацию «Украэрорух». Стоит упомянуть внедрение в широко разрекламированном в России технопарке «Сколково»: с сентября минувшего года там реализуют проект по внедрению ЕСМ-системы от OpenText на 400 пользователей. Кроме того, для решения своих бизнес-задач продукты OpenText активно использует и само представительство SAP в СНГ.

Впрочем, чтобы достичь достаточно хороших показателей продаж в странах СНГ, компания приложила много усилий для локализации продуктов. «Западные схемы бизнеспроцессов не всегда отвечают местному законодательству. Есть отличия и в бизнес-практике, например, в обработке финансовой первичной информации», отмечает Павел Завгородний, региональный представитель в странах СНГ. Однако компания старается своевременно решать эти проблемы: значительная часть продуктов уже локализована, а новые версии выходят на русском языке одновременно с официальным выпуском англоязычных.

Есть и другие причины успешного бизнеса в СНГ. Как пояснил П. Завгородний, при покупке продуктов OpenText через SAP заказчик получает решение всех вопросов из одних рук. При этом SAP обеспечивает первый уровень техподдержки, а в случае сложных проблем запрос передают в OpenText. Пользователь может также использовать справочники SAP, работу из интерфейсов SAP и OpenText, единую систему безопасности и управления полномочиями. В компании заявляют, что такого уровня интеграции своих систем, как у SAP и OpenText, не добился ни один другой ECM-производитель. Более того, оба вендора заключили договор о том, что новые версии их продуктов не будут совместимы с решениями других производителей, например IBM FileNet или EMC Documentum.

Еще одна причина успешного канал продаж через SAP заключается в том, что это известный и солидный бренд в странах СНГ. В то же время в данном регионе многие до сих пор мало знакомы с OpenText. «Вот почему перед нами стоит задача: убедить заказчика в солидности и надежности OpenText, вендора с миллиардным оборотом. И эта задача заметно отличается от тех, которые нам приходится решать в США или Западной Европе», говорит Михаэль Кухарски.

Курс развития

В рамках конференции аналитическое агентство PAC раскрыло результаты своего исследования трендов в области ECM-систем, выполненного по заказу OpenText. Компания опросила 102 компании с числом сотрудников от 1000 человек. Согласно исследованию, более всего заказчиков интересует совместная работа, эффективное электронное управление делами (Efficient case management) и мобильные решения. А вот облачные сервисы пока не являются актуальными для сегмента ЕСМ-решений.

С этими трендами согласен и Михаэль Кухарски: «В скорой перспективе все бизнес-приложения будут перенесены на мобильные устройства. Уже сейчас в задачи производителя входит обеспечить сотрудников возможностью не только проверить с телефона рабочую почту, но и получить полноценный доступ ко всем ключевым бизнес-процессам, входящим в их сферу ответственности. В первую очередь, это касается документов, фиксирующих финансовые операции: покупки, продажи, контракты, счета и платежи».

Однако OpenText движется не только в направлении доработки своих решений в соответствии с мировыми трендами. Компания намерена кардинально трансформировать профиль своего портфеля решений. Об этом сообщил генеральный директор и президент OpenText Марк Барренечиа, широко известная личность в ИТ-мире: до прихода в OpenText он занимал ответственные позиции в Silicon Graphics, CA и Oracle.


Марк Барренечиа

По его словам, основной вектор — переход от компании, специализирующейся на управлении корпоративным неструктурированным контентом в сторону вендора, который занимается всем объемом бизнес-информации. В настоящее время сделаны серьезные шаги в направлении BPM (Business Process Management, управление бизнеспроцессами предприятия). 

В ближайшие пять лет компания планирует потратить на инновации порядка 1 млрд долл. Еще столько же планируется израсходовать на приобретение новых компаний — лидеров в области, которая является профильной для OpenText. Необходимые ресурсы есть: компания отложила около 500 млн долл. наличными.