В рамках работы над номером издание PCWeek/UE провело исследование в области непрерывности бизнеса в украинских компаниях и организациях. ИТ-руководителей и других ответственных сотрудников, в чьи обязанности входит обеспечивать непрерывность ключевых бизнес-процессов, мы попросили ответить на вопросы, связанные с этой проблематикой. Нас интересовало, в частности, существуют ли в организациях наших респондентов программы по управлению непрерывностью бизнеса и их масштаб, сталкивались ли они в 2011 г. с критическими потерями информации и к чему это привело. Кроме того, мы просили оценить возможные угрозы непрерывности бизнеса в 2012 г. Ниже представлены важнейшие результаты опроса.

31% респондентов указал, что программа по управлению непрерывностью бизнеса отсутствует. Значит, для многих украинских компаний и организаций это до сих пор не стало приоритетом. С другой стороны, почти в половине опрошенных организаций, а это 40%, либо уже существует целостная политика по управлению непрерывностью бизнеса, либо в настоящий момент разрабатываются детализированные планы по ее обеспечению.


26% опрошенных респондентов отметили — конкретных планов у них нет, а 28% подтвердили, что существуют планы для отдельных подразделений и удаленных офисов. Еще 32% опрошенных ответили: у них имеются либо различные планы в целом охватывающие компанию, либо уже разработан и готов к использованию единый план по обеспечению непрерывности бизнеса компании в целом.  


85% респондентов, ответивших на этот вопрос, указали, что в 2011 г. их компания или организация не сталкивалась с потерями информации, критичной для непрерывности бизнеса. Для остальных 15% опрошенных 2011 г. в плане непрерывности бизнеса сложился иначе.

Среди причин нарушения непрерывности бизнеса в 2011 г. респонденты могли выделить несколько основных. В безусловные лидеры вышли сбои корпоративного ПО – на них указали 67% респондентов, признавших, что в 2011 г. их компании или организации испытали серьезные нарушения деятельности. Актуальными остаются отказы телекоммуникационной или аппаратной инфраструктуры с показателями соответственно 50% и 33%. Для половины респондентов причинами отказов стали нарушения электропитания либо сбои в работе сервис-провайдеров или телекоммуникаций. Отметим, что отказы резервирующих систем среди причин не упоминались.  


Почти 40% респондентов, участвовавших в исследовании, признали: резервных площадок в их компаниях или организациях нет, поэтому все резервные копии информации хранятся внутри корпоративной сети. Более того, 8% опрошенных по-прежнему используют архаичный способ индивидуальной подготовки и хранения резервных копий информации. Чуть более трети (34%) указали, что для хранения резервных копий используется удаленная резервная площадка в Украине. Около 9% респондентов могут похвастаться резервной площадкой за пределами страны либо использованием услуг зарубежного сервис-провайдера.  


В число безусловных лидеров среди приложений, для которых обеспечивается восстановление после катастроф, ожидаемо попали корпоративная почта и финансовые приложения с показателями 76% и 72% соответственно. Не остались обделены вниманием операционные файлы и корпоративные веб-сайты с одинаковым показателем около 55%.  


Респонденты могли отметить несколько вариантов. Основные опасения, связанные с нарушением непрерывности бизнеса в 2012 г. не стали сюрпризом. Среди лидеров рейтинга: отказы аппаратной ИТ-инфраструктуры с показателем 62%, а также отказы телекоммуникационной инфраструктуры, сбои ПО и нарушения электроснабжения, все с показателем в районе 50%. Сбои работы сервис-провайдеров также являются актуальными (35%). Отказы резервирующих систем и изменения законодательства как возможную угрозу рассматривают 27% респондентов, в то время как кибератаки – только 21%.  


Вполне ожидаемо в лидеры вышел ответ о конфиденциальности подобной информации (абсолютное большинство ответов «другое»). К сожалению, и так же вполне ожидаемо, для 21% ежегодный бюджет на обеспечение непрерывности бизнеса составляет символическую сумму до 1000 долл. США.  


В 45% компаний и организаций средства на решения и услуги для обеспечения непрерывности бизнеса выделяются как доля от всего ИТ-бюджета, 24% респондентов указали, что средства выделяются под конкретные запросы. Примерно столько же опрошенных ответили — в зависимости от важности данных.  

Методология
Результаты исследования «Непрерыв-ность бизнеса. Украина 2011» получены путем опроса генеральных директоров, руководителей крупных подразделений, ИТ-руководителей и специалистов 84 компаний крупного и среднего бизнеса, а также организаций, работающих в Украине. Ответы были получены между 15 и 22 февраля 2012 г.
Основные отрасли, представленные в исследовании: финансовая, телекоммуникационная, промышленная, топливно-энергетическая. 58% компаний имеют годовой доход или бюджет более 10 млн долл. США. 69% респондентов – генеральные директора, заместители генеральных директоров, ИТ-директора и их заместители.
Редакция PCWeek/Ukrainian Edition благодарит всех респондентов за согласие принять участие в нашем исследовании.

Резюме
- 31% респондентов указал, что в их компании отсутствует программа по управлению непрерывностью бизнеса;
- 85% компаний не сталкивались в 2011 г. с потерями информации, критичной для непрерывности бизнеса;
- 67% респондентов отмечают в качестве причины нарушения непрерывности бизнеса в 2011 г. сбои корпоративного ПО;
- 50% опрошенных указали в качестве такой причины отказы телекоммуникационной инфраструктуры;
- 40% признали, что резервных площадок в их компаниях нет, поэтому все резервные копии информации хранятся внутри корпоративной сети.