По оценкам аналитической фирмы Ovum, доходы операторов от передачи сообщений в 2011 г. упали на 13,9 млрд долл. И это не случайный «провал», а наметившееся тенденция: в 2010 г. операторы также понесли потери, но меньшие — тогда они были 8,7 млрд долл. И хотя эти цифры составляют всего 6% от рынка SMS-сервиса в 2010 г. и 9% — в 2011 г., тенденция выглядит для операторов угрожающе.

Спровоцировал эту тенденцию массовый рост социальных сетей и популярности платформ, обеспечивающих общение с помощью механизмов, отличных от SMS, MMS или e-mail, которые используются в социальных сетях или IP-приложениях для передачи сообщений. Аналитики назвали механизмы передачи сообщений в социальных сетях, в социальных и мобильных приложениях или с помощью платформ передачи мгновенных сообщений механизмом социальных сообщений. Ovum полагает, что с увеличением спроса на приложения для передачи сообщений (в том числе и для IP-сетей), тенденция роста социальных сообщений будет лишь усиливаться.

И если операторы хотят сохранить свое положение на рынке передачи сообщений, им следует пересмотреть стратегию развития используемых сегодня устарелых служб SMS и MMS. А для этого им полезно кооперироваться с разработчиками мобильных приложений и производителями мобильных абонентских устройств. Однако аналитики считают, что предложения инновационных сервисов передачи сообщений и новые маркетинговые программы для гармонизации долей доходов от разных сервисов — меры, отнюдь недостаточные для выигрыша у такого противника, как социальные сервисы. Чтобы поднять доходы от передачи сообщений, операторам кроме этого нужно не конкурировать в этой области, а кооперироваться друг с другом, объединяясь перед лицом «общей угрозы».

Среди «угрожающих» служб аналитики называют Facebook Messenger, обеспечивающую передачу сообщений пользователям устройств с ОС iOS, Android и BlackBerry, а также Vonage Mobile и Skype. Подрывную деятельность в этом направлении ведет и Apple, которая в прошлом году запустила службу iMessage, позволяющую бесплатно обмениваться сообщениями, фото и видео пользователям устройств с ОС iOS и ПК на базе MaсOS. Аналитики выяснили, что на этом сервисе уже зарегистрировано более 100 млн аккаунтов и только с октября 2011 г., когда в продажу был запущен iPhone 4, пользователи уже послали 26 млрд сообщений.

С другой стороны, по мнению Ovum, эта тенденция заставит операторов искать другие источники доходов, и здесь на перовое место выходит предоставление широкополосных сервисов.