Перечень коммуникаций, которые сегодня использует для делового общения сотрудник современного предприятия, разнообразен. Ему доступны внутренняя корпоративная связь, мобильный телефон, электронная почта, мгновенные сообщения, видео-конференц-связь и т. д. Все эти виды коммуникаций реализуются отдельным устройством или приложением для персонального компьютера с собственным интерфейсом и особенностями работы. Кроме того, в каждом из них абонент использует различные уникальные идентификаторы, например, короткий номер для внутренней телефонной сети, 12-значный номер мобильного телефона, адрес электронной почты и пр. 
 
Контактная информация служащего предприятия обычно представляет собой набор из внутреннего и мобильного телефонных номеров, а также адреса электронной почты. Если ему необходимо связаться со своим коллегой, придется вначале выбрать вид коммуникаций (например, внутренняя телефонная сеть), найти нужный контакт и набрать номер. Если абонент по какой-либо причине не берет трубку — нужно начинать весь цикл с самого начала для другого вида связи. Алгоритм довольно затратный по времени, особенно если нужного сотрудника часто не бывает на рабочем месте.
Поэтому перед современной компанией стоит задача упростить процедуру нахождения нужного абонента по одному из видов коммуникаций. При этом отсутствие информации о местоположении сотрудника в данный момент не должно усложнять установление соединения. 
 
Именно с такой проблемой столкнулось руководство крупной, территориально распределенной организации. Менеджеры предприятия часто бывают в командировках, а также регулярно проводят встречи и совещания в различных офисах ведомства (организация занимает несколько корпусов в разных районах Киева). Поэтому топ-менеджмент хотел бы быстро связываться друг с другом по единому корпоративному номеру в рамках сети корпоративной связи предприятия, а не перебирать всевозможные варианты коммуникаций. Поскольку руководящим сотрудникам приходится часто бывать в зарубежных поездках, в компании искали возможность снизить стоимость расходов на телефонную связь. особенно это касалось звонков в роуминге.

В фокусе — сеть унифицированных коммуникаций

На момент внедрения нового сервиса в организации уже была определенная базовая ИТ-инфраструктура. Во всех офисных зданиях предприятия развернута сеть Wi-Fi. Кроме того, в ведомстве использовали мультисервисные сети и IP-телефонию на базе коммуникационного оборудования Cisco. 
 
Поскольку почти все руководящие сотрудники пользовались смартфонами Apple iPhone либо устройствами на базе Android, целесообразно было задействовать широкие возможности платформ iOS и Android для модернизации внутренних коммуникаций. При разработке технического задания планировалось, что нужный менеджер всегда будет доступен по звонку на короткий внутренний номер, будь он в своем офисе или за рубежом. 
 
Реализацию проекта взяли на себя специалисты системного интегратора Инком. Компания предложила заказчику расширить существующую сеть унифицированных коммуникаций, применив решение на базе Cisco Unified Communications Manager (CUCM) и технологии мобильного доступа. Согласно концепции, смартфоны и планшеты, работающие на операционных системах Apple iOS и Google Android, дадут сотруднику доступ в корпоративную телефонную сеть как внутри нее, так и вне офиса. 
 
Корпоративные пользователи могут применять единые настройки и на IP-телефонах, и на сотовых аппаратах, включая внутренний номер, номера быстрого набора и пр. Входящие вызовы поступают на стационарный настольный IP-телефон и на мобильный терминал. Причем в настройках системы можно указать, чтобы оба телефона (офисный и мобильный) звонили одновременно или поочередно: вначале вызов идет на офисный телефон, а через необходимое количество звонков осуществляется переключение на смартфон. Среди других доступных функций — перевод в автоматическом или ручном режиме входящих вызовов на удаленный номер, переключение вызовов между телефонами во время разговора, прием и отправка голосовых сообщений, участие в аудиоконференциях внутри корпоративной сети. 
 
Абонент будет доступен по внутреннему номеру только в том случае, если он подключен к Интернету. Предполагается, что в любой точке своего офиса для этой задачи можно применять Wi-Fi-подключение. Когда сотрудник находится вне предприятия, например в зарубежной поездке, он может использовать беспроводную сеть отеля, конференц-холла, кафе и т. д. Если абонент не может в какой-то момент подключиться к IP-сети, звонок автоматически переведется на GSM-сеть или голосовую почту.

Техническая сторона проекта

Детальный алгоритм работы системы представлен на схеме. Для подключения к традиционной АТС и передачи звонков в обычную телефонную сеть применяется шлюз на базе маршрутизатора Cisco ISR G2 с потоком PRI. В качестве клиентских приложений на смартфонах пользователей установлены Cisco Jabber for Android и Cisco Jabber for iPhone. «Пока что мы проводили тестирование Cisco Jabber только на платформах iOS и Android», — отмечает Алексей Севонькин, начальник отдела сетевых решений компании Инком.
Применение сторонних программных клиентов для звонков никак не усложнило жизнь пользователя: программа отличается стандартным и интуитивно понятным интерфейсом, дополняющим функциональность корпоративных систем связи. 
 
Проект состоял из нескольких фаз. После постановки задачи и разработки технического задания специалисты интегратора приступили к внедрению решения. Установка и настройка оборудования и программных систем заняла около недели. Достаточно много времени отняла работа по согласованию подключений и назначению политик безопасности. В целом этап внедрения длился примерно месяц. Со стороны Инком были задействованы как минимум три человека: эккаунт-менеджер, инженер-консультант и инженер внедрения. Сегодня проект находится на этапе тестовой эксплуатации. По словам А. Севонькина, пользователи должны привыкнуть к новой технологии, чтобы оценить все ее преимущества и начать пользоваться полным функционалом.
Пока новую технологию связи применяют около 20 топ-менеджеров, в перспективе предусматривается подключение еще 30 пользователей. Технологически же инфраструктура способна поддерживать до 30 тыс. абонентов.

Удобство доступа плюс экономия

Реализованная в рамках проекта концепция мобильного доступа к системе унифицированных коммуникаций представляет собой сервис-надстройку, которая дополняет другие возможности коммуникационной инфраструктуры Cisco именно функциональностью работы с мобильными телефонами. «С точки зрения окупаемости подобное внедрение целесообразно только когда все необходимое инфраструктурное оборудование уже установлено в компании, включая и сетевую инфраструктуру, и безопасность, и каналы передачи данных, а также базовую инфраструктуру корпоративной телефонии, — говорит Алексей Севонькин. — Иными словами, если рассматривать всю ИТ-инфраструктуру на предприятии как слоеный пирог, то данный сервис является одним из самых верхних слоев, наряду с различными бизнес-приложениями, которыми пользуется конечный потребитель». 
 
Реализация проекта дала возможность не только упростить и ускорить процесс коммуникации с нужным сотрудником, но и сэкономить на расходах на мобильную связь. Особенно значительно удалось сократить затраты при связи в роуминге. Кроме того, решение позволило интегрировать персональные устройства сотрудников в корпоративную телефонную сеть с получением доступа ко всему функционалу: адресная книга, аудиоконференции, голосовые сообщения и т.д.

Цена вопроса

Пока на предприятии не планируют подключать к новой системе других служащих, кроме топ-менеджмента. Причин здесь несколько. Обычно рядовые сотрудники работают только в офисе и редко ездят в командировки. Таким образом, они не испытывают большой потребности в подобном сервисе. Ведь любая организация прежде всего определяет круг потенциальных потребителей новых услуг, сопоставляет стоимость их внедрения и полученную в результате выгоду. 
 
Подобные коммуникационные решения позволяют значительно повысить эффективность работы как конкретных служащих, так и компании в целом. К тому же такая система легко масштабируется — стоимость подключения каждого нового сотрудника состоит только из затрат на лицензирование клиентского программного обеспечения. При этом ПО для тестовой эксплуатации можно загрузить и установить бесплатно для многих моделей телефонов.

Системный интегратор Инком предлагает компаниям на своем опыте убедиться в эффективности вышеописанных решений и оценить преимущества используемых в них технологий. Вполне возможно, что выгоды с лихвой перекроют затраты на их внедрение.

Решения Cisco в проекте

Cisco Jabber
Мультимедийный корпоративный мессенджер Cisco Jabber предоставляет услуги голосовой и видео- и конференц­связи, текстового чата, видеопочты, а также контроль онлайн-статуса (функционал зависит от используемой платформы). Приложение работает в среде Windows, MacOS и на мобильных платформах iOS, Android, Symbian и BlackBerry. Для контроля онлайн-статуса и текстового чата Cisco Jabber использует открытый протокол Jabber (XMPP). Это позволяет с помощью мессенджера общаться с внешними контрагентами, применяющими GTalk, AIM, Sametime или другие популярные IM-клиенты. Кроме того, Cisco Jabber может подключаться к другим коммуникационным системам Cisco: WebEx, Cisco Telepresence, Cisco UC, IP-телефонам. Jabber интегрирован с MS Office и дает возможность инициировать чат или видеочат прямо из офисных приложений, например MS Outlook.

Cisco Unified Communications Manager
Приложение Cisco Unified Commu­nications Manager (CUCM) является центральным элементом в архитектуре Cisco UC. Основная задача сервера — обеспечивать функциональность корпоративной IP-телефонии, то есть поддерживать маршрутизацию и обработку всех аудио- и видеовызовов, а также сбор статистики. Кроме того, CUCM организует управление всеми абонентскими устройствами, VoIP-шлюзами и предоставляет интерфейсы для взаимодействия с другими приложениями объединенных коммуникаций. CUCM также использует двухрежимные устройства, позволяющие сотрудникам переключаться от сотовой сети к сети беспроводной передачи данных без потери соединения.

Cisco ISR G2
Серия продуктов Cisco ISR G2 (Integrated Services Routers, ISR) представляет собой маршрутизаторы с интеграцией сервисов, оптимизированные для безопасной передачи данных, голоса и видео на скорости канала связи.

Cisco ASA
Многофункциональный программно-аппаратный комплекс Cisco ASA предназначен для решения сразу нескольких задач — разграничения доступа к сетевым ресурсам, предотвращения атак, защиты взаимодействия с удаленными территориями, блокирования вирусов, червей, шпионского ПО и других вредоносных программ, спама и атак типа «фишинг». Это достигается за счет объединения в одном устройстве межсетевого экрана, системы предотвращения атак IPS и Cisco VPN Concentrator.

Модульная архитектура Cisco Adaptive Identification and Mitigation (AIM) позволяет наращивать защитные возможности Cisco ASA за счет новых функций: контроля электронной почты и веб-трафика (фильтрация URL), антивирусной защиты, антиспама, антифишинга, Network Admission Control.