В минушем году в Сбербанке России реализовали проект по внедрению мобильных устройств Apple в корпоративную среду. Об особенностях проекта, а также факторах, которые как сдерживают, так и стимулируют распространение мобильных технологий в бизнесе, рассказывает  Вячеслав  Моложавый, начальник департамента ИТ в «ДОЧЕРНИЙ БАНК СБЕРБАНКА РОССИИ». 

PCWeek/UE: Кому принадлежит весьма смелая инициатива начать внедрение мобильных устройств Apple в корпоративную ИТ- инфраструктуру?

Вячеслав  Моложавый: Следует отметить, что попытка решить подобную  задачу не самоцель для  ИТ. Мы выполняем требование руководства банка обеспе чить максимальный доступ к актуальной управленческой информации для  своевременного принятия решений.  Причем независимо от того, находится  кто-то из руководителей банка в офисе  или нет. Без поддержки руководства  и активного использования созданных  сервисов (что особенно важно), решить  задачу было бы очень тяжело. Внедрить  Apple как инструмент доступа —  это  наша инициатива. Тут мы совместно с материнским банком во многом  движемся параллельными курсами. В  чем-то коллеги впереди нас, а в чем-то  мы. Сбербанк России тоже использует  «яблочные» устройства.
 
В успешной реализации проекта  большая заслуга Михаила Мулеса, который многое сделал своими руками,  в первую очередь по части непростых  сетевых настроек и коммуникационных  сервисов.  

PCWeek/UE: вам пришлось интегрировать в корпоративную ИТ-инфраструктуру изначально потребительские устройства Apple. Это не вызывало сложностей?

В.М.: Если не считать оговоренных в статье вопросов, связанных с информационной безопасностью, то нет. Решения  Cisco, которые повсеместно используются в корпоративной сети банка,  прекрасно интегрируются  с  Apple.  Возможно, сказывается родственное  происхождение обеих компаний с севе роамериканского континента. Клиент  Cisco AnyConnect позволяет легко организовать защищенные сетевые соединения и доставить на мобильное  устройство нужное приложение.  

PCWeek/UE: Аспекты, связанные с безопасностью, наверное, остаются основным сдерживающим фактором для распространения мобильных устройств в корпоративном сегменте. Как вы обеспечиваете безопасность потребления предоставляемых сервисов?Наверняка, сотрудники используют свои iPhone и iPad не только для решения бизнес-задач...

В.М.: Безусловно, смотреть фотографии на  iPad не запретишь. Как и  нельзя запретить фотографировать экран с коммерческой информацией  на личный смартфон или  просто переписать ее  на листок бумаги. Мы с  вами можем говорить о  том, что в банке работают люди, знающие цену  банковской тайне и понимающие ответственность за ее разглашение.  Кроме того, мобильные  устройства — всего лишь  инструмент доступа к  сервисам, требующий со ответствующих настроек.  Но, с другой стороны, у нас  пока нет необходимости каждому сотруднику предоставлять мобильные сервисы.  Сегодня наша целевая группа, как уже  было отмечено, это руководители банка— люди ответственные, понимающие цену  информации и необходимость ее защиты. 

PCWeek/UE: Какие еще, по вашему мнению, факторы сдерживают распространение мобильных технологий в бизнесе, особенно в Украине? 

В.М.: Мы не должны рассматривать мобильные технологии в организациях только в плоскости используемых устройств.  Важно то, какие корпоративные сервисы  могут быть на них доставлены и ценность  предоставляемой информации. В каждом  случае цели, возможности и результаты  очень индивидуальны. Полученное в итоге решение не должно стать игрушкой.  Это рабочий инструмент для сотрудника  компании. Также важна культура потребления созданного сервиса. Поэтому без поддержки и личной заинтересованности  ответственных руководителей организации будет очень сложно получить нормальный результат.  

Общие причины недостаточного распространения мобильных технологий — это нестабильность экономики, неудовлетворительные показатели деятельности некоторых компаний, другие приоритеты и прочее.  Не добавляет оптимизма относительно невысокий уровень развития мобильных телекоммуникаций с приемлемыми показателями  пропускной способности в  нашей стране. 3G-покрытие  недостаточное, хотя базовые возможности доступа в Интернет операторы все-таки предоставляют. Я  уверен, что будущее —  за  широкополосными беспроводными сетями. Вопрос в  том, когда оно наступит...

Но сервисы, в частности,  очень легко реализуются. Например, чтобы средствами Cisco  WebEx организовать видеоконференцию, нужен ноутбук с камерой и беспроводный модем для выхода в Интернет.  Два десятка лицензий обойдутся всего в  1 300 долл. за год — это по силам даже  представителям малого и среднего бизнеса. В данном случае мы не говорим об  общедоступных сервисах, широко представленных в Интернете. К нам обращаются за консультациями не только банки, но и крупные клиенты. Мы  готовы делиться опытом и предоставить  необходимые сетевые телекоммуникационные сервисы нашим клиентам. В банке многие мобильные сервисы уже  прочно вошли в повседневную деятельность и некоторые сотрудники-руководители участвуют в событиях и решениях банка, даже находясь при этом в служебной командировке. В первую очередь это  Вячеслав Моложавый, начальник  департамента ИТ стало возможным благодаря системе электронной почты, аналитической системе,  коммуникационным и прочим мобильным  сервисам.  

PCWeek/UE: Почему вы отдали предпочтение устройствам Apple? 

В.М.:В2010 г. другие производители смартфонов и планшетов еще не были готовы к принятию всех телекоммуникационных и  мобильных сервисов. Продукты Apple нас,  как и многих других, подкупили удобством  и пользовательской изабильностью. Не последнюю роль сыграла готовность решений Cisco взаимодействовать с Apple.  Мы решили задачи безопасной эксплуатации устройств, консультируя пользователей относительно настроек отдельных параметров гаджета, а также на уровне  безопасного доступа к мобильным и  телекоммуникационным сервисам. Но  продукты Apple для нас не самоцель, в перспективе возможны и другие решения.  Все это вопрос времени и изменений на  рынке самих устройств и сопутствующего  ПО. Кроме того, в ряде задач организации мобильного доступа, например, для  руководителей региональных управлений  банка, мы используем специально подготовленные ноутбуки — с шифрованной файловой системой, отдельными ключами  доступа, VPN-каналами и прочими техническими нюансами. 

PCWeek/UE: Как вы считаете, распространение мобильных технологий в будущем способно свести на нет ценность рабочего места в офисе? 

В.М.:Вряд ли банки в ближайшем будущем  станут настолько виртуальными, чтобы  сотрудники работали дома. Причин для  этого более чем достаточно, и они только  частично технические. Существуют некоторые канонические основы построения  экономики и банковского сектора в частности. Другое дело, что мобильные технологии обеспечивают постоянное виртуальное присутствие и управления бизнес- и  прочими процессами, прежде всего для  руководителей.