В минушем году в Сбербанке России реализовали проект по внедрению мобильных устройств Apple в корпоративную среду. Об особенностях проекта, а также факторах, которые как сдерживают, так и стимулируют распространение мобильных технологий в бизнесе, рассказывает Вячеслав Моложавый, начальник департамента ИТ в «ДОЧЕРНИЙ БАНК СБЕРБАНКА РОССИИ».
PCWeek/UE: Кому принадлежит весьма смелая инициатива начать внедрение мобильных устройств Apple в корпоративную ИТ- инфраструктуру?
Вячеслав Моложавый: Следует отметить, что попытка решить подобную задачу не самоцель для ИТ. Мы выполняем требование руководства банка обеспе чить максимальный доступ к актуальной управленческой информации для своевременного принятия решений. Причем независимо от того, находится кто-то из руководителей банка в офисе или нет. Без поддержки руководства и активного использования созданных сервисов (что особенно важно), решить задачу было бы очень тяжело. Внедрить Apple как инструмент доступа — это наша инициатива. Тут мы совместно с материнским банком во многом движемся параллельными курсами. В чем-то коллеги впереди нас, а в чем-то мы. Сбербанк России тоже использует «яблочные» устройства.
В успешной реализации проекта большая заслуга Михаила Мулеса, который многое сделал своими руками, в первую очередь по части непростых сетевых настроек и коммуникационных сервисов.
PCWeek/UE: вам пришлось интегрировать в корпоративную ИТ-инфраструктуру изначально потребительские устройства Apple. Это не вызывало сложностей?
В.М.: Если не считать оговоренных в статье вопросов, связанных с информационной безопасностью, то нет. Решения Cisco, которые повсеместно используются в корпоративной сети банка, прекрасно интегрируются с Apple. Возможно, сказывается родственное происхождение обеих компаний с севе роамериканского континента. Клиент Cisco AnyConnect позволяет легко организовать защищенные сетевые соединения и доставить на мобильное устройство нужное приложение.
PCWeek/UE: Аспекты, связанные с безопасностью, наверное, остаются основным сдерживающим фактором для распространения мобильных устройств в корпоративном сегменте. Как вы обеспечиваете безопасность потребления предоставляемых сервисов?Наверняка, сотрудники используют свои iPhone и iPad не только для решения бизнес-задач...
В.М.: Безусловно, смотреть фотографии на iPad не запретишь. Как и нельзя запретить фотографировать экран с коммерческой информацией на личный смартфон или просто переписать ее на листок бумаги. Мы с вами можем говорить о том, что в банке работают люди, знающие цену банковской тайне и понимающие ответственность за ее разглашение. Кроме того, мобильные устройства — всего лишь инструмент доступа к сервисам, требующий со ответствующих настроек. Но, с другой стороны, у нас пока нет необходимости каждому сотруднику предоставлять мобильные сервисы. Сегодня наша целевая группа, как уже было отмечено, это руководители банка— люди ответственные, понимающие цену информации и необходимость ее защиты.
PCWeek/UE: Какие еще, по вашему мнению, факторы сдерживают распространение мобильных технологий в бизнесе, особенно в Украине?
В.М.: Мы не должны рассматривать мобильные технологии в организациях только в плоскости используемых устройств. Важно то, какие корпоративные сервисы могут быть на них доставлены и ценность предоставляемой информации. В каждом случае цели, возможности и результаты очень индивидуальны. Полученное в итоге решение не должно стать игрушкой. Это рабочий инструмент для сотрудника компании. Также важна культура потребления созданного сервиса. Поэтому без поддержки и личной заинтересованности ответственных руководителей организации будет очень сложно получить нормальный результат.
Общие причины недостаточного распространения мобильных технологий — это нестабильность экономики, неудовлетворительные показатели деятельности некоторых компаний, другие приоритеты и прочее. Не добавляет оптимизма относительно невысокий уровень развития мобильных телекоммуникаций с приемлемыми показателями пропускной способности в нашей стране. 3G-покрытие недостаточное, хотя базовые возможности доступа в Интернет операторы все-таки предоставляют. Я уверен, что будущее — за широкополосными беспроводными сетями. Вопрос в том, когда оно наступит...
Но сервисы, в частности, очень легко реализуются. Например, чтобы средствами Cisco WebEx организовать видеоконференцию, нужен ноутбук с камерой и беспроводный модем для выхода в Интернет. Два десятка лицензий обойдутся всего в 1 300 долл. за год — это по силам даже представителям малого и среднего бизнеса. В данном случае мы не говорим об общедоступных сервисах, широко представленных в Интернете. К нам обращаются за консультациями не только банки, но и крупные клиенты. Мы готовы делиться опытом и предоставить необходимые сетевые телекоммуникационные сервисы нашим клиентам. В банке многие мобильные сервисы уже прочно вошли в повседневную деятельность и некоторые сотрудники-руководители участвуют в событиях и решениях банка, даже находясь при этом в служебной командировке. В первую очередь это Вячеслав Моложавый, начальник департамента ИТ стало возможным благодаря системе электронной почты, аналитической системе, коммуникационным и прочим мобильным сервисам.
PCWeek/UE: Почему вы отдали предпочтение устройствам Apple?
В.М.:В2010 г. другие производители смартфонов и планшетов еще не были готовы к принятию всех телекоммуникационных и мобильных сервисов. Продукты Apple нас, как и многих других, подкупили удобством и пользовательской изабильностью. Не последнюю роль сыграла готовность решений Cisco взаимодействовать с Apple. Мы решили задачи безопасной эксплуатации устройств, консультируя пользователей относительно настроек отдельных параметров гаджета, а также на уровне безопасного доступа к мобильным и телекоммуникационным сервисам. Но продукты Apple для нас не самоцель, в перспективе возможны и другие решения. Все это вопрос времени и изменений на рынке самих устройств и сопутствующего ПО. Кроме того, в ряде задач организации мобильного доступа, например, для руководителей региональных управлений банка, мы используем специально подготовленные ноутбуки — с шифрованной файловой системой, отдельными ключами доступа, VPN-каналами и прочими техническими нюансами.
PCWeek/UE: Как вы считаете, распространение мобильных технологий в будущем способно свести на нет ценность рабочего места в офисе?
В.М.:Вряд ли банки в ближайшем будущем станут настолько виртуальными, чтобы сотрудники работали дома. Причин для этого более чем достаточно, и они только частично технические. Существуют некоторые канонические основы построения экономики и банковского сектора в частности. Другое дело, что мобильные технологии обеспечивают постоянное виртуальное присутствие и управления бизнес- и прочими процессами, прежде всего для руководителей.