«Технологии неотделимы от  гуманитарных наук […]  
будущее за посткомпьютерными устройствами,
которые проще и понятнее привычных ПК» 

из речи Стива Джобса на презентации iPad 2 

В 2010 г. корпорации Apple удалось представить сразу два продукта, кардинально изменивших представление потребителей о гаджетах. В январе состоялась премьера планшетного ПК iPad, в июне — смартфона iPhone 4. Появление этих устройств знаменовало начало новой вехи в распространении мобильных технологий по одной простой причине — их определенно хотелось использовать. Рекорды Apple говорят сами за себя: в первый день продаж удалось реализовать около 300 тыс. iPad, за первые три дня — 1,7 млн iPhone 4.

Характерные для «яблочных» продуктов последних поколений техническое совершенство, исключительные юзабильность и удобство, а также инновационность в каждой детали не остались незамеченными в корпоративном сегменте. И хотя гаджеты Apple являются потребительскими устройствами, с легкой руки самих пользователей они сумели быстро превратиться в эффективные инструменты для бизнеса. Этому во многом способствовала всесторонняя поддержка со стороны экосистемы разработчиков инфраструктурных решений. Они просто не могли позволить себе проигнорировать сверхпопулярность iPad и iPhone. В профессиональных кругах появился даже специальный термин — «консьюмеризация ИТ».

Эта волна накрыла все страны и континенты, не стала исключением и Украина. Одним из первых в нашей стране взял на вооружение продукты Apple «ДОЧЕРНИЙ БАНК СБЕРБАНКА РОССИИ» (ДБСР). По данным АУБ, на 1 декабря 2011 г. он занимал 16 место по размеру капитала (2,54 млрд грн) и 14 — по объемам активов (16,7 млрд грн). Вячеслав Моложавый, начальник департамента ИТ, признает, что на момент начала проекта в 2010 г. не на кого было равняться. Не было опыта использования мобильных устройств Apple и у материнской структуры в России.

Инфраструктура

В реализации масштабных проектов для ДБСР традиционно принимает активное участие проверенный партнер — компания «СИТРОНИКС Информационные Технологии». Ее специалисты построили сетевую инфраструктуру на оборудовании Cisco Systems. Впоследствии она позволила подключить коммуникационные гаджеты и вывести на них необходимые для бизнеса сервисы. 

Каналы передачи данных банку предоставляют партнеры. Их пропускная способность варьируется в пределах от 4 до 10+ Мбит/c. Заказчик предъявляет требования по ширине полосы пропускания каналов и неделимости трафика с конкурентными потоками на стороне провайдера (качество сервиса из конца в конец). На территории офисных помещений развернута корпоративная Wi-Fi-сеть. За пределами ее покрытия сотрудники могут воспользоваться услугами 3G-сети Utel с национальным покрытием (когда нет сигнала 3G, происходит автоматическое переключение на сеть «Киевстар»). Для поддержания положительного баланса еженедельно контролируется состояние корпоративного счета. 
 
В целом проект внедрения iPad и iPhone длился около года, и основная часть времени была потрачена на различные вспомогательные задачи. В частности, очень непростым оказалось создание инфраструктуры Citrix Xen для доставки корпоративных приложений на клиентские устройства Apple.

Мобильные сервисы

Внедрением мобильных технологий в основном занимались сотрудники департамента ИТ банка, где процесс возглавил Михаил Мулеса, начальник отдела сетей и телекоммуникаций. Это было сделано намеренно, чтобы специалисты получили необходимые компетенции и смогли в дальнейшем оказывать квалифицированные услуги по поддержке и развитию. Представители Cisco и Citrix в свою очередь решали возникающие по ходу проекта специальные задачи. 

Клиентское ПО Citrix Receiver позволяет осуществлять удаленный доступ с мобильных устройств к бизнес-аналитике CS::BI, электронной почте, системе электронного документооборота. Оно отвечает за корректное отображение информации и форматирование интерфейса Windows-приложений под разрешение и размеры экрана гаджета. Почту одновременно можно просматривать с помощью преднастроенных средств iPad, а бизнес-аналитику — через веб-браузер Safari (специалисты CS специально вносили некоторые изменения в графический интерфейс). 
 
Приложение Cisco Jabber (Unified Mobile Communicator) на смартфоне устанавливает соединение с Cisco Unified Communications Manager (CallManager). Оно позволяет не только совершать звонки, но и работать со службой каталогов Active Directory (AD) — выбирать контакты из глобального списка Microsoft Exchange. На конференции Cisco Expo 2010 эта составляющая проекта получила приз за лучшее решение в области унифицированных коммуникаций.

Средства Cisco позволяют организовывать внутри корпоративной сети видеоконференции. Достаточно через службу поддержки сделать на определенное время заявку и зарезервировать ресурс центрального аппарата в Киеве. Как правило, эту возможность активно используют руководители региональных управлений для проведения селекторных совещаний с начальниками отделений. Однако в банке есть и внешний сервис Cisco WebEx — с его помощью собирают конференции для производственных нужд с партнерами или контрагентами за пределами корпоративной сети. 
 
В банке построена система видео­наблюдения на оборудовании Axis Communications и MOBOTIX. Владельцы мобильных устройств теперь могут в режиме реального времени видеть, что происходит в каждом из отделений всей сети банка. Сотрудники ИТ-службы осуществляют наблюдение за операторами, внешней территорией ЦОДа (банк располагает двумя территориально разнесенными объектами — в Киеве и Житомире), шкафами, межшкафными пространствами и т.д.

Цель: оперативное управление и контроль

Мобильные коммуникации в ДБСР доступны не всем. В первую очередь, это привилегия топ-менеджмента и лиц, ответственных за принятие оперативных решений. «Они максимально обеспечивают присутствие руководителей банка в контексте бизнес-среды независимо от местонахождения», — уточняет Вячеслав Моложавый.

Проект начинался с предоставления сервиса бизнес-аналитики на гаджеты первых лиц банка. Сегодня это один из основных инструментов в повседневной деятельности председателя правления Игоря Юшко. С его помощью он контролирует выполнение показателей банка, финансы, управленческий учет, отчетность для НБУ и др. 
 
Позже наступила очередь голосовых и видеосервисов. Установленный на iPhone клиент Cisco Jabber превращает его в полнофункциональный корпоративный IP-телефон с внутренним номером. Тем самым достигается эффект присутствия, на котором акцентирует внимание Вячеслав Моложавый. Пользователь, с одной стороны, имеет возможность из любого места осуществлять внутрикорпоративные звонки, с другой, он всегда доступен для коллег по короткому номеру. По сути, никто даже не догадается, что человек на самом деле находится на другом континенте. Звонки одновременно поступают на стационарный и мобильный телефоны. 
 
Здесь стоит сделать небольшую оговорку, отмечает Олег Король, главный специалист отдела сопровождения вычислительной инфраструктуры департамента ИТ ДБСР. К сожалению, пока Jabber не позволяет совершать видеозвонки, возможно, потому что Cisco не хочет создавать полноценного конкурента планшету Сius. Впрочем, владельцы iPhone могут воспользоваться средствами FaceTime и Skype — с их помощью легко обойти это ограничение. Не стоит забывать и про доступный сотрудникам банка сервис видео-конференц-связи WebEx. 
 
Сервисом видеорегистрации пользуются сотрудники службы безопасности и представители розничного и корпоративного направлений бизнеса банка. Доступ к различным категориям камер и решаемые задачи зависят от функциональных обязанностей. К примеру, наблюдать за кассовыми залами не имеет права даже начальник департамента ИТ. Службы безопасности располагают информацией, которая позволяет проводить претензионную работу для последующей разборки конфликтных ситуаций. Ответственный за розничный бизнес топ-менеджер может сделать онлайновый снимок клиентского зала и отправить его по почте руководителю отделения с просьбой прокомментировать, почему в зале слишком большая очередь или, наоборот, — нет людей. А начальника департамента ИТ интересует состояние ключевых инфраструктурных объектов и работа диспетчерской службы. 
 
Другими словами, речь идет о функциях контроля над различными процессами. Например, когда однажды сотрудники партнеров зашли в помещение житомирского ЦОДа и не одели бахилы, инженеры в Киеве немедленно отследили эту ситуацию и дали соответствующее распоряжение. Топ-менеджеры контролируют работу отделений для повышения качества обслуживания клиентов. 
 
В рамках отдельной кампании «Мобильный офис» ограниченное количество сервисов через Citrix на свои ноутбуки с беспроводными модемами получили управляющие региональными отделениями. Они их используют наряду с локальными приложениями, например, Microsoft PowerPoint для проведения презентаций.

Безопасность

Прежде чем приложение начинает работать на мобильном устройстве, через Интернет поднимается шифрованное VPN-соединение. Запрещен обмен данными — файлы нельзя передать с клиента на удаленный сайт, все документы доступны исключительно в режиме просмотра. Несколько последовательных попыток ввести неправильный пароль приводят к полному уничтожению информации. Службы ИТ и безопасности совместными усилиями подготовили рекомендации по использованию техники Apple. Ответственность за предоставленное мобильное устройство несет его владелец.

В проекте «Мобильный офис» на ноутбуках используется шифрованная файловая система. Ключ записан на флэш-накопителе, без которого ноутбук даже не загрузится.

Мобильность в пределах офиса

Сейчас на тестировании в банке находится несколько устройств Cisco Cius. В разрезе ИТ-инфраструктуры банка Cius можно рассматривать в качестве узкоспециализированного конкурента iPad — этот планшет в большей степени «заточен» под бизнес. Например, Cius одновременно прекрасно справляется с функциями IP-телефона в корпоративной сети и допускает подключение монитора, клавиатуры и мыши. А после установки Citrix Receiver он превращается в типичный тонкий клиент. iPad подкупает универсальностью: оснащенный 3G-модулем планшет Apple способен работать за пределами сети банка. Он одинаково хорошо подходит для решения бизнес-задач и повседневного использования в личных целях. 

«Говорить о готовности Cius к продуктивной работе на сегодняшний день рано, — отмечает Михаил Мулеса, начальник отдела сетей и телекоммуникаций. — Устройство еще предстоит шлифовать, особенно программную часть».

Хотя это не означает, что в перспективе ДБСР сохранит верность мобильным гаджетам Apple. По словам Вячеслава Моложавого, это может измениться. Появляются новые смартфоны и производители инфраструктурных решений заботятся о подаче сервисов на другие устройства. Все будет зависеть от целесообразности перехода на альтернативные платформы, но системы двух-трех производителей вполне могут сосуществовать друг с другом, — считает начальник департамента ИТ банка.

В ДБСР не планируют расширять ареал распространения мобильных устройств между сотрудниками. Они останутся исключительно прерогативой топ-менеджмента. А вот количество подаваемых на клиенты сервисов может вырасти, хотя все самые необходимые уже находятся в распоряжении руководителей.

Ложка дегтя

Задача ИТ-подразделения, поддерживающего жизнедеятельность всех служб банка, — обеспечить эффективную работу ключевых сотрудников независимо от их местонахождения. Сейчас активно развиваются альтернативные каналы, но о них чаще говорят применительно к клиентам. Например, если речь идет об интернет-банкинге, информационных/платежных терминалах или контакт-центрах. Однако в структуре бизнеса существуют и внутренние клиенты — менеджмент, функциональные и региональные подразделения банка. Они нуждаются в оперативном получении полной и корректной информации для принятия управленческих решений. И это совершенно другой тип задач.  

Конечно, iPad и iPhone имеют серьезные ограничения в корпоративном использовании. Нужно признать: изначально они не создавались для работы в составе крупных компаний. Продукты остаются очень персонифицированными. Например, Apple по-прежнему не предоставляет возможность зарегистрировать корпоративный акаунт на группу устройств. Ведь изначально компания создала бизнес-модель использования этих устройств, ориентированную на физических лиц.

Ситуацию начали менять извне нестандартные решения отдельных компаний-заказчиков и людей, которые пожелали перенести успешный опыт индивидуального использования iPad и iPhone в корпоративную среду. Apple в свою очередь постепенно начинает обращать на это внимание. Но прежде компании придется полностью пересмотреть концепцию использования устройств. Думаю, при проектировании решений в Apple попросту не вполне ее себе представляли.  

Планшеты имеют пока откровенно урезанный функционал: в повседневной жизни его обычно достаточно, но для полноценного корпоративного использования уже не хватает. Попытка добавить недостающие возможности превратит их в ноутбук или ультрабук с более мощным процессором, емкой батареей, экраном высокого разрешения. Они позволяют звонить и потреблять разнообразные простые сервисы. Например, получать информацию о состоянии рынка ценных бумаг. Однако инструментов для обработки контента очень мало. Поиск «золотого сечения» — это вопрос будущего.

А сейчас мы говорим преимущественно о мобильной доставке контента на различные платформы корпоративных пользователей, в том числе планшеты и смартфоны Apple. Удаленные сервисы предоставляются и на другие типы устройств, которыми определенные категории менеджеров пользуются за пределами банка. В частности, мобильный офис управляющих в регионах построен на основе ноутбуков. С их помощью они могут решить большее количество задач: демонстрировать презентацию, работать с различными форматами файлов. 

К сожалению, пока нет даже знака равенства между MS Office для Windows и Mac OS X (на рабочем столе действительно находятся два ноутбука: Apple MacBook Air и Sony VAIO — прим. ред.). Решение Cisco (один из планшетов Cisco Cius находится на тестировании у Сергея Адаменко — прим. ред.) представляет схожую с iPad таблетку, которая работает под управлением Android. Она позволяет выходить в Интернет, звонить, но, как и ее конкурент от Apple, не способна заменить базовые вычислительные платформы. Произойдет ли это в скором будущем, во многом зависит от производителей. Я в этом пока не уверен.

Сергей Адаменко, заместитель Председателя Правления