Мировой рынок ПК, после двух успешных кварталов, в 4-м квартале 2011 г. показал снижение на 1.4% относительно того же квартала 2010 г. и, согласно предварительным данным компании Gartner, составил 92.2 млн шт.

Затянувшийся низкий спрос потребителей на ПК привел к падению в предпраздничный сезон, которое не смогли скомпенсировать ни хорошие результаты по ПК на корпоративном рынке, ни рост продаж на развивающихся рынках. Нехватка HDD имела ограниченное воздействие на результаты 4-го квартала как по отгрузкам, так и по ценам.

Аналитики Gartner считают, что этот крупный сбой на рынке во всей своей силе проявится в первой половине 2012 г. и, возможно, продлится и во втором полугодии, понизив темпы роста рынка ПК.

Ультрабуки не слишком заметно, но вышли на рынок в 4-м квартале, однако, имели слабый интерес у потребителей, которые пока плохо понимают, что это такое. Мало кто из них захотел платить дополнительные деньги за подобные модели. Однако, как показываетМеждународная выставка бытовой электроники (CES 2012), текущий год может стать для ультрабуков годом больших дебютов, также считают и аналитики Gartner.

Компания HP в 4Q11 осталась No. 1 на рынке ПК, хотя ее отгрузки в годовом исчислении снизились на целых 16.2% (см. табл. 1). Компании пришлось противостоять агрессивным ценам конкурентов, не на пользу пошли и всяческие слухи вокруг HP, связанные со сменой CEO и политикой компании в области бизнеса ПК.

                         Таблица 1. Структура мирового рынка ПК по вендорам в 4Q11 (в штуках)Источник: Gartner, январь 2012   

         

Наивысший рост среди первой пятерки — на 23% — в 4Q11 продемонстрировала компания Lenovo, что укрепило второе место этого китайского бренда на глобальном рынке ПК. Рост обеспечен агрессивной ценовой политикой вендора как на потребительском, так и на корпоративном рынках.

У Dell последний квартал года также оказался успешным. И хотя потребительский рынок остался слабым местом Dell, на корпоративном рынке компания показала стабильный рост.

Наибольший рост продаж опять отмечен в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Компания Asus заняла позицию No. 5, несмотря на слабые продажи в потребительский сегмент. Переход компании от мини-ноутбуков (нетбуков) к стандартным ноутбукам оказался успешным, и в 4Q11 примерно 80% всех поставок мобильных ПК Asus пришлось на традиционные ноутбуки.

В США поставки ПК в 4Q11 составили 17.9 млн шт., что на 5.9% меньше, чем в 4Q10. Американские потребители перед праздниками раскупали смартфоны и медиа-планшеты. Из ПК их внимание привлекли разве что десктопы класса All-in-one (AIO) с большими размерами экрана и с высоким разрешением. На рынке США первые две позиции также заняли HP и Dell, а третью — Apple. Поставки ПК бренда Lenovo выросли на 40%, однако компании удалось занять лишь шестую строчку рейтинга.

Продажи ПК в регионе EMEA в последнем квартале 2011 г. составили 28.9 млн шт., продемонстрировав падение по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 9.6%. Снижение в этом регионе отмечается четвертый квартала подряд, за год в целом продажи упали на 7.2% относительно 2010-го.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе продажи в годовом исчислении выросли на 8.5% и достигли 30.4 млн шт., хотя Gartner прогнозировала рост на 10.6%. Недотянули рынки Китая, Индии и Таиланда. Самый большой региональный рост — на 11.2% — произошел в Латинской Америке, где отгрузки в 4Q11 составили 9.3 млн шт.

В Японии поставки ПК в рассматриваемый период упали на 2.3%, отгрузки составили 3.9 млн шт. Это лучше, чем падение на 8%, которые предварительно прогнозировала Gartner. В Стране Восходящего Солнца сильно провалился корпоративный рынок ПК, а потребительский даже немного подрос.

Объем мирового рынка ПК за весь 2011 г. составил 352.8 млн шт., что соответствует росту на 0.5% относительно 2010 г. Это не согласуется с предварительным, сделанным в сентябре прогнозом Gartner о росте в 2011 г. на 3.8%. Причины слабого роста те же, и основная — малый спрос на потребительском рынке, особенно в развитых регионах. Хотя на корпоративном рынке продажи росли хорошо. На развивающихся рынка в связи с малым уровнем проникновения ПК продажи стабильно росли.

По вендорам расклад рынка повторил 4-й квартал (см. табл. 2). В первой пятерке Lenovo стала No. 2, сместив Dell, а компания Asus с шестой позиции передвинулась на пятую, сместив Toshiba.

                               Таблица 2. Структура мирового рынка ПК по вендорам в 2011 г. (в штуках)

                

                                                        Источник: Gartner, январь 2012
Примечание: данные включают десктопы, мобильные ПК, включая мини-ноутбуки, но не включая медиа-планшеты типа iPad.